Критика на классический концерт в Мюнхене 18.05.2014
Тема с концертом здесь:
Robert Braunmüller, 19.05.2014 15:44 Uhr
ВНИМАНИЕ! КОПИРОВАНИЕ И ЦИТИРОВАНИЕ ПЕРЕВОДОВ НА ДРУГИЕ РЕСУРСЫ КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНЫ! ТОЛЬКО РЕПОСТ ПОСРЕДСТВОМ ФУНКЦИИ "ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ.СЕТЯХ" В САМОМ НИЗУ ЭТОЙ СТРАНИЦЫ!
Des Zephirs sanftes Wehen: Der Geiger David Garrett und das Verbier Festival Chamber Orchestra mit Vivaldis „Vier Jahreszeiten“ in der Philharmonie
Es stimmt schon, dass viele Musikkritiker auf David Garrett reagieren wie der Teufel auf Weihwasser. Auch ich gestehe, dass es Damen und Herren der Violine gibt, die meinem Herzen näher stehen. Aber es lohnt es sich, hin und wieder bei einem Konzert dieses Geigers vorbeizuschauen: Denn was er tut, das macht er ehrlich.
Am Sonntag spielte Garrett in der ausverkauften Philharmonie die „Vier Jahreszeiten“ von Vivaldi: geradeheraus, frisch mit schönem Ton und ausdrucksstark gestalteten langsamen Sätzen. Garrett verkniff sich die schroffen Härten, die sich seine Kollegen auf alten Instrumenten leisten, er verwandelte den venezianischen Barockmeister aber auch nicht in einen frühen Jazzer.
Es war beste, solide Handwerksarbeit ohne Faxenmacherei, die da geboten wurde. Der Österreicher Christoph Koncz, der im ersten Teil das wackere Verbier Festival Chamber Orchestra dirigiert hatte, saß am ersten Geigen-Pult und las vor jedem Konzert das zugehörige Sonett von Vivaldi. Hätte der Stimmführer der zweiten Geigen der Wiener Philharmoniker den Leuten noch erklärt, dass „Zephyr“ ein poetischer Name für den Westwind mit antiken Wurzeln ist, wäre es richtig perfekt gewesen.
Frisch arrangiert
Im ersten Teil gab es süße Teilchen für Violine: Tartinis „Teufelstriller“-Sonate, einen langsamen Satz aus einem Paganini-Konzert und die 24. Caprice. Garrett erklärte, was es mit Belcanto oder der Virtuosität auf sich hat und würzte mit ein paar Anekdoten nach. Fast alle Stücke waren frisch arrangiert, was Geschmackssache ist. Und als Musikkritiker muss man leider anmerken, dass das Orchester den Solisten mehr als einmal zu übertönen drohte.Garrett spielt für Leute, die Klassik mögen, aber statt einer ausgewachsenen Symphonie lieber kürzere Stücke hören wollen. In einem solchen Konzert muss sich niemand vom Platznachbarn anpflaumen lassen, wenn er an der falschen Stelle klatscht. Als es mal passierte, erklärte Garrett, dass das zu verschiedenen Zeiten verschieden geregelt war und deshalb alles erlaubt ist, was gefällt.
Eine zweite Zugabe wäre nett gewesen. Und ein weiteres Argument für einen Konzertsaalneubau gab es auch: Bei einem überwiegend von Damen besuchten Abend herrscht im Gasteig ein Mangel an stillen Örtchen, der dem Zivilisationsgrad unserer Stadt nicht angemessen ist. Das mag in eine Konzertkritik nicht passen, aber es ist ein Zustand, der einen ärgert.
So geigt David Garrett Vivaldis "Vier Jahreszeiten"
Нежные дуновения Зефира: скрипач Дэвид Гэрретт и камерный оркестр фестиваля Вербье исполняют в филармонии «Времена года» Вивальди.
Многие музыкальные критики реагируют на Дэвида Гэрретта как чёрт на святую воду. Так же и я признаю, что моему сердцу ближе другие скрипачи и скрипачки. Но всё-таки оно того стоит – иногда посещать концерты этого скрипача: потому что то, что он делает, он делает искренне.
В воскресенье, в полностью распроданном концертном зале филармонии, Гэрретт исполнял «Времена года» Вивальди: прямо, свежо, красивое и выразительное звучание медленных частей. Гэрретт подавил в себе грубую твёрдость, которую исполняют его коллеги на старых инструментах, однако он не превратил венецианского барочного мастера в раннего джазиста.
Это было лучшее, солидное мастерство без всякого кривляния, предоставленное нашему вниманию. Австриец Кристоф Конц, дирижировавший бравым оркестром в первой части концерта, теперь занял место первого скрипача и читал сонеты Вивальди перед каждой частью цикла «Времена года». А если бы второй скрипач Венской филармонии (речь идёт о том же Кристофе) ещё и объяснил людям, что «Зефир» - это поэтическое название западного ветра с античными корнями, то было бы вообще идеально.
Новые аранжировки
В первой части концерта были исполнены «сладости» скрипичной музыки: «соната Тартини «Дьявольские трели», медленная часть из концерта Паганини и 24-й Каприс. Гэрретт разъяснил значение слов «бельканто» и «виртуозность» и приправил всё это парочкой анекдотов. Почти все произведения были заново аранжированы, что является делом вкуса. И как музыкальный критик, к сожалению, должен отметить, что оркестр не один раз почти заглушал солиста.
Гэрретт играет для людей, которым нравится классика, но которым вместо зрелой симфонии хочется слышать произведения покороче. На таких концертах над тобой не будет подтрунивать сосед, если ты хлопаешь в неположенном месте. Когда такое случилось, Гэрретт объяснил, что в разные времена существовали разные правила, и поэтому разрешено делать всё, что вам нравится.
Было бы неплохо услышать на бис два произведения. И ещё один аргумент не в пользу нового концертного зала в «Гастайге» (Gasteig - культурный центр Мюнхена, где расположен концертный зал): ввиду превалирующего женского контингента, посетившего концерт, в Гастайге не нашлось практически ни одного тихого местечка, что не соответствует уровню цивилизованности нашего города. Возможно, это не относится к концертной критике, но этот факт раздражает.
http://www.abendzeitung-muenchen.de/inh … 34eab.html
оформлено