Есть среди них любимая?
Они все любимые. Скрипка – как человек. У каждой свой характер, с каждой переживаешь особые моменты, о каждой вспоминаешь по-разному. С одной стороны, скрипка важна для меня, с другой – нет, ведь главное – что ты вкладываешь в игру, какого композитора исполняешь… Но хорошая скрипка, как правило, в любых руках звучит хорошо. А плохая и у самых талантливых будет звучать плохо.
В чем секрет великих скрипок?
Принято считать, что появление чего-то совершенного, всегда связано с волшебством. Я так не думаю. В скрипках Страдивари огромный труд, умение и старание. Этими качествами можно охарактеризовать гения. Его скрипки – это хорошо сделанная работа. Здесь нет ничего загадочного.
Есть ли современные великие мастера скрипичного дела?
На мой взгляд, лучшие скрипки сделал Страдивари. Многие пытаются воспроизвести что-то подобное, но это всего лишь копии. Для скрипки недостаточно быть хорошо отполированной и блестеть. Главное в инструменте – звук. А чтобы зазвучать скрипка, должна правильно высохнуть, приобрести нужную форму. На изготовление скрипок, как и на создание всего дорогостоящего и эксклюзивного, необходимо время. Так, например, хорошее вино за два года вряд ли приобретет вкус, который мы хотели бы услышать. Это сделает время, и его не опередить. Этот процесс ускорить нельзя. Ценно то, что создается по особенным рецептам и со временем приобретает свои неповторимые качества. Хотя слишком старые инструменты дают плохой звук.
А вот интересно: для исполнения произведений разных музыкальных жанров лучше использовать разные скрипки?
Не думаю. Если так рассуждать, то скрипка, на которой я сейчас играю, подходит только для исполнения музыки барокко. Но на ней и рок можно играть. Скрипка – просто инструмент. Великие мастера создавали их, чтобы на них исполняли разную музыку. Все зависит от того, кто на ней играет и как.
Как вы думаете, можно ли в XXI веке сочинить музыку, не повторив уже написанное?
Уверен, что возможно. Хотя и нелегко.
Кто ваш любимый композитор?
Я могу назвать полсотни имен, но наедине с самим собой больше всех люблю Баха.
Как вы думаете, композиторское мышление иррационально или успех музыкального произведения можно просчитать?
Сомневаюсь, что такие вещи можно предсказать. Если бы люди могли это предвидеть, то на этом делались бы большие деньги. Думаю, просчитать невозможно. Когда ты что-то создаешь, никогда не знаешь заранее, как это оценит публика.
А что вам самому ближе – логика или эмоции?
Оба понятия взаимосвязаны и равноценны. Когда ты что-то творишь, то слушаешь только эмоции. Когда поднимаешься высоко, в силу вступает логика. Но я думаю, что самая лучшая музыка рождается сердцем, когда человек забывает о рациональности и предрассудках. Не стоит бояться эмоций и прятать их. Надо ими жить.
Какую музыку вам бы не хотелось пропускать через себя?
Я – счастливый человек, играю только то, что мне нравится. На одном фестивале предложили исполнить произведение, которое мне не нравилось, я подумал – и не стал этого делать.
Чтобы исполнить музыкальное произведение, нужно погрузиться в эпоху его создания?
В каждом случае необходимо понять, при каких обстоятельствах и в каком настроении композитор писал данное произведение. Специально для этого я изучал музыку и ее историю в течение 4 лет.
И какая эпоха вам ближе?
Мои любимые произведения были написаны в эпоху романтизма. Поэтому мне очень нравятся все композиторы этого периода: Рахманинов, Брамс, Чайковский…
Где вы проводите больше всего времени?
В воздухе, к сожалению, больше в самолетах, чем в своей квартире на Манхэттене. За прошлый год у меня было 50 полетов – это примерно 600–700 часов. Получается, я месяцами не выхожу из самолетов.
Есть город, где вы чувствуете себя своим?
Да. В Нью-Йорке.
Дэвид, у вас, наверное, много друзей?
У меня около 400 друзей по всему миру. Я в любой момент могу позвонить каждому, и мы пойдем гулять, тратить деньги и время. Но если я попробую у кого-то из них взять в долг, мне не даст никто... Наверное, единственный мой друг – это брат. Мы с ним по-настоящему близки…
Есть у вас черта характера, которой вы гордитесь?
Я не умею врать и очень ценю в себе это.
У вас, мне известно, был опыт работы фотомоделью…
Это была совсем другая жизнь. Много секса, наркотиков и рок-н-ролла. Шучу! Я занимался этим около полутора лет, когда учился в колледже. Мои родители перестали мне помогать, нужно было как-то зарабатывать самому, а это был легкий способ. И платили мне больше, чем сотрудникам библиотеки.
Сейчас вы бы хотели заниматься чем-то еще, кроме музыки?
Я думаю только о музыке.
И какая музыка соответствует вашему настроению на данный момент?
Я бы хотел послушать джаз…
Дата события и время:
12.05.2008
Автор:
Ульяна Лемелехес
Источник:
Menu Magazine