Ведущий: Обычно консерваторское образование даёт музыкантам довольно консервативное понимание.
Дэвид: О, да. Со мной то же самое. (смеётся)
Ведущий: Но ты разрушаешь это.
Дэвид: Ну, одеждой, быть может, а, может быть, ещё и своими аранжировками вне (за пределами) классической музыки. Но образование, которое я получил, было очень консервативным. Амм… но я не думаю, что в этом есть противоречие. Потому что, в конце концов, моя игра на скрипке, то, как я играю, как я фразирую, вибрато, стиль – это всё очень консервативное. Мне просто нравится применять всё то, чему я научился, в других аспектах.
Ведущий: Как ты решил заниматься этим?
Дэвид:(сильно подозреваю, что здесь во время монтажа могли нечаянно вырезать приставку «НЕ»)внезапно. Это был, как и всё в жизни, ну, знаете, долгий путь прогресса. И, конечно, ты начинаешь с…я думаю, во-первых, нужно понимать, что тебе нравится в музыке, что тебе нравится слушать. Мне нравится слушать классическую музыку, но мне также нравится и поп-музыка, рок, джаз, RnB. Понимаете, все эти музыкальные направления я люблю слушать. И теперь я музыкант, современный музыкант, я думаю…
Ведущий: Да.
Дэвид:… и для меня исключать музыку, которая мне нравится, из игры на моём инструменте – не имеет смысла (нелогично)…
Ведущий: Да, конечно.
Дэвид: … я так не думаю. Поэтому, конечно, моя первая любовь – это классическая музыка. Но, понимаете, есть и другие вещи, которые меня интересуют…
Ведущий: Прекрасно!
Дэвид:… и я стараюсь применять их в (адаптировать к) моей музыкальной жизни.
Ведущий: И ты стал таким успешным с этим!
Дэвид: Каким-то образом мне очень повезло. (смеётся)
Ведущий: Да!.. Каким был переломный момент в твоей музыкальной карьере?
Дэвид: Очень, очень трудным. Я думаю, первым переломным моментом, когда я пришёл к своей очень ранней карьере, было подписание контракта с Deutsche Grammophon, когда мне было 13. Это была по существу моя «путёвка в жизнь», как говорится, на пути к классической карьере, и возможность записываться с Клаудио Аббадо и многими другими великими дирижёрами, (когда) самый престижный классический лейбл поверил в 13-летнего (!) ребёнка…
Ведущий: Да!
Дэвид:... играющего на скрипке. Это было первой ступенью. Конечно, позже в моей жизни, когда я перестал концертировать и пошёл в Джульярд, где в течение 4х лет работал с Ицхаком Перлманом, я думаю, переломным моментом, вероятно, было…амм…
Ведущий: Ицхак Перлман?
Дэвид: В музыкальном плане – да. А в плане карьеры – возможно, амм…заниматься своими кросcоверными шоу! Я имею в виду, по сути, я (снова) начал играть классические (концерты) также, но у меня появилась идея сделать запись с оригинальными (произведениями), но также и с аранжировками. И я сначала представил это своей звукозаписывающей компании Universal. Их это не очень заинтересовало, должен сказать. Но я не сдавался, пробовал другие компании. И, думаю, тот факт, что один, один лейбл сказал: «Хорошо, мы, правда, верим в это!» - я думаю, это и было переломным моментом. Я называю это «моя вторая карьера».
Ведущий: Каким был (самый) незабываемый концерт в твоей жизни?
Дэвид: О! Было несколько. Ну, например, я играл для Папы, я играл для Королевы, для Барака Обамы. Но это, возможно, не те концерты, что принесли моей душе огромнейшее удовольствие. Понимаете, это концерты, о которых приятно рассказывать. Но, я думаю, что самый уникальный и особенный момент для любого музыканта – это когда ты стоишь на сцене, начинаешь играть, - конечно, ты усердно занимаешься для этого, - и потом всё идёт как по маслу и всё на своих местах: и голова (разум), и тело. Не важно, играю ли я для 200 человек или для 20000 человек.
Ведущий: О, да. Всегда!
Дэвид: Если ты играешь для двухсот человек и у тебя великолепное шоу, ты - самый счастливый человек. И если ты играешь для двадцати тысяч человек и у тебя так себе шоу – реакция не имеет значения. Если всё идёт как по маслу, если ты уверен, что всё вместе работает, тогда ты счастлив. Так что, в конечном счёте, успех на самом деле не имеет никакого значения, если ты не доволен собой.
Ведущий: Как ты определяешь концепцию своего альбома?
Дэвид: Я никогда не начинаю с концепции. Это не то чтобы я типа «вот она – идея» и я «подгоняю» какую-то музыку, что нахожу, под эту идею. Обычно я начинаю с одной-двух-трёх-четырёх-пяти-шести композиций, которые совершенно не имеют ничего общего…
Ведущий: Ага…
Дэвид: …но то, что я ищу – это одно произведение, которое действительно сработает! Поэтому много экспериментирую с различными музыкальными жанрами или собственными композициями, просто экспериментирую со звуком (звучанием). И если я нахожу что-то, я такой типа «Ааа, это прекрасно! Это направление (с-)работает!». И потом я начинаю пытаться находить другие произведения в этом направлении. И если это работает, тогда концепция начинается (пошла).
Ведущий: Она (концепция) пошла сама по себе.
Дэвид: Она пошла сама по себе. Но у меня никогда…я знаю, что руководство звукозаписывающей компании всегда говорит «о, музыка к фильму» или "это", или "то"… как музыкант, я не вижу альбом целиком. Я просто хочу увидеть «дерево». Я не хочу видеть «лес»…
Ведущий: Да (смеётся)
Дэвид: Но, если я вижу дерево, и лес может быть там.
Ведущий: Да!.. Ты выступал в Стамбуле в 1915 [*так и сказал… хотя имел в виду 2015, конечно] и теперь, полагаю, ты будешь там 21-го сентября, нет?
Дэвид: 21-го сентября. По-моему, последний раз я был здесь с классикой. Я играл скрипичный концерт Чайковского.
Ведущий: Что ты думаешь о зрителях?
Дэвид: Амм, было очень волнительно, потому что я выступал в Стамбуле, за год до 2015, мы играли классический речитал и был аншлаг. И во второй раз, когда мы играли Чайковского, снова был аншлаг. Поэтому, конечно, я очень рад приехать сюда с кроссовером наконец-то. И для меня реакция, я имею в виду, во всём мире – мне очень повезло и как человеку, и как музыканту – люди, кажется, с большим энтузиазмом принимают всё, что я делаю. Но я особенно рад сейчас этому концерту 21-го, потому что я впервые выступаю с кроссовером [в Стамбуле] и, надеюсь, людям очень понравится программа, которую мы уже отыграли в Германии, Швейцарии, Австрии. Это великолепное музыкальное путешествие через классику к року, джазу, музыке к фильмам.
Ведущий: У тебя будет достаточно времени посетить Стамбул?
Дэвид: Я очень придирчив в отношении отелей. Для меня, кроме выступления, вторая важная вещь – это отличный отель в хорошем месте. Потому что это моя жизнь и мне необходимо чувствовать себя комфортно. Но ещё, когда ты путешествуешь, всё зависит от того, ГДЕ ты находишься. Потому что у меня не так много времени. Поэтому я стараюсь найти отель, удобно расположенный, в ярком месте. В прошлый раз мне вполне повезло остановиться рядом с Босфором. Поэтому мы, конечно же, прогулялись там. Знаете, каждый раз, когда у меня есть свободное от саунд-чека и репетиций время, мы всегда стараемся познакомиться с городами. Понимаете, ты должен быть музыкантом. Но ты родился (чтобы быть) музыкантом, а учишься быть бизнесменом. К сожалению. Поэтому, в конечном счёте, когда мы на гастролях, у нас обычно по два концерта подряд, которые (проходят) в разных городах, и затем выходной день, который мы обычно проводим в долгой дороге (в переезде). А затем три концерта подряд и потом снова долгий переезд. Таким образом, в основном, времени очень мало, вот почему я сказал, что отель по меньшей мере должен быть расположен в месте, имеющем какую-то атмосферу того места, где я нахожусь.
Вместе с ведущим исполняют Liebesleid Фрица Крайслера.
Дэвид: (смеётся) Отлично!
Ведущий: Ты планируешь какие-нибудь новые проекты?
Дэвид: Амм, я работаю много над чем сейчас. Как я сказал ранее, я рассматриваю много «деревьев» [хитрющий такой прищур], пытаясь найти свой «лес». Но есть парочка хороших проектов. Мне очень повезло, что у меня всегда есть много идей. Теперь мне нужно направить их в правильное русло (правильный проект). Может быть, они все правильные проекты, но нужно почувствовать – вот он, правильный проект! По меньшей мере, в настоящий момент.
Ведущий: Какая-нибудь мечта, которая, ты бы хотел, чтобы реализовалась?
Дэвид: Моя мечта была бы: оставаться здоровым и быть окружённым людьми, которые любят меня так же сильно, как я люблю их!
Ведущий: Это прекрасно!.. Возможно, очень многие задают тебе одни и те же вопросы, но я задам тебе вопрос…
Дэвид: (перебивая) Прелесть жизни в том, что Вы можете задавать один и тот же вопрос, но я всегда отвечу Вам по-разному. [оба смеются]
Ведущий: У тебя был печальный инцидент. Твоя скрипка.
Дэвид: Угу.
Ведущий: Ты разбил свою скрипку...
Дэвид: Как это случилось?
Ведущий: Да.
Дэвид: Ну, это, конечно, произошло не намеренно. Амм, я…играл в Барбикан-центр в Лондоне, и это был Рождественский концерт 22-го или 23-го декабря... (вздыхает) иии несмотря ни на что, это такое яркое воспоминание. Я играл концерт Мендельсона, мои родители приехали, моя сестра была там, и мы хотели отметить Рождество вместе и мы пошли на парковку, где у моих родителей стояла машина. А шёл дождь. Поэтому ступеньки было довольно мокрыми, а я не держался за перила лестницы. Поэтому я в какой-то момент поскользнулся, а скрипка была у меня за спиной в кейсе, как этот…
Ведущий: Ах, нееет…
Дэвид:… и я просто упал назад, на кейс [надо видеть лица обоих в этот момент! – 29:48 - 1-ое видео в 1м посте]. Сейчас, конечно, я думаю, если бы я просто упал, когда бы у меня не было кейса за спиной, я бы, наверное, мог серьёзно травмироваться. Я, на самом деле, был полностью в порядке. Но это было буквально как в дурацкой комедии – я упал на спину и бум-бум-бум-бум-бум-бум-бум [съехал с лестницы на спине – прим. пер.]…
Ведущий: Оу…
Дэвид: Амм… так что, в сущности, скрипка оказалась хорошей «подушкой» для моей спины. К несчастью, когда я открыл кейс [теперь он говорит об это, смеясь, а тогда ему было вовсе не до смеха! – прим. пер], на ней (скрипке) было несколько серьёзных трещин. Мы, правда, старались отреставрировать её настолько хорошо, насколько это было возможным. И (мастера) сделали великолепную работу, но лично для меня она уже навсегда потеряла тот самый звук после ремонта.
Ведущий: Навсегда потеряла тот самый звук?
Дэвид: Может быть, имело место ещё и субъективное, поскольку я видел эту скрипку сильно повреждённой и потом, знаете, даже если ты ничего и не видишь впоследствии, поскольку (скрипка) была отремонтирована идеально, но для меня моё сердце было всё ещё разбито.
Ведущий: Насколько новое поколение интересуется классической музыкой?
Дэвид: Ам, я думаю, интерес у музыке вообще – огромен. Я имею в виду, посмотрите на людей. Я о том, что музыка повсюду! Ещё сейчас мы можем сосредоточиться на классической музыке или на любом другом жанре. Я думаю, что вообще прослушивание музыки доставляет удовольствие каждому, и она настолько разнообразна!
Ведущий: Да.
Дэвид: Знаете, я почти вхожу в тот возраст, когда я вынужден рассказывать людям моложе, что я помню, как ходил в музыкальный магазин, поскольку их больше нет. Но я всё ещё помню походы в музыкальный магазин, где в зависимости от возраста были представлены всевозможные отделы: [далее обозначая ладошками ширину полок с пластинками различных жанров – прим. пер.] тут – поп, тут – рок, тут – джаз, тут – классика [умещая всю невидимую полочку между двумя пальцами]. И было вовсе не круто быть замеченным в определённом отделе. И если предполагалось, что ты должен быть в отделе рок-музыки, то ты не мог быть в отделе шлягеров - «Боже, надеюсь, мои друзья не видят меня».
Ведущий: (смеётся)
Дэвид: Но знаете, прелесть сегодняшнего дня в том, что никакое тайное увлечение в музыкальном плане, ничто из того, что ты любишь слушать, больше не вызывает никаких сомнений – люди любят слушать то, что они любят слушать! И это открывает музыку каждому! И я думаю, это ключ к любой прекрасной музыке, и, конечно, к классической тоже.
Ведущий: Давай поговорим о «Скрипаче Дьявола». Ты сыграл жизнь Паганини в этом фильме. И каково это было?
Дэвид: Амм, по правде сказать, оглядываясь назад, это определённо то, чем я дорожу всем сердцем. Я помню в период съёмок, что это был другой темп. Там было либо много работы в течение где-то 40-50 минут и потом весь остаток дня – ничего, или ты просто ждёшь, ждёшь, когда всё будет готово к (следующей) сцене. К счастью, у меня была скрипка, и я много репетировал в то время. Однако во время съёмок я довольно много времени скучал. Но потом понял, что это просто процесс, и я никогда раньше не занимался этим, я не знал чего ждать, конечно.
Ведущий: Каково было быть им (Паганини)?
Дэвид: Сценарий был мне близок. Потому что, прежде всего мы играли на одной и той же скрипке, ну, понимаете, один и тот же инструмент, схожая ситуация для любого хорошего скрипача, который должен заниматься и заниматься с самого раннего возраста и всегда есть чьё-то давление. А ещё, знаете, обратная сторона славы. Быть удачливым достаточно, чтобы зарабатывать хорошие деньги. Это не только приятные вещи. Амм, но хороших вещей больше в жизни, конечно. Так что мои… понимаете… была определенная связь между мной и им, которую я использовал. И, конечно, для меня это была возможность написать саундтрек вместе с Франком ван дер Хайденом и это было мечтой, которая исполнилась.
Ведущий: Ты думал о другом (подобном) проекте, например?
Дэвид: Ф-фуф…честно говоря, не думаю. Не будучи актёром, да получить главную роль в фильме…Я к тому…не думаю, что что-то получится лучше.
Ведущий: Я думаю, что ты мог бы быть прекрасным актёром!
Дэвид: (разводит руками) Я-аааа не знаю. Я не знаю. Мне нравится понимать, в чём я хорош, и это [показывая на футляр со скрипкой за его спиной] то, что там упаковано. И мне также нравятся вещи, в которых я не силён, но мне нравится узнавать их. Не в профессиональном смысле. Но для этого проекта мне пришлось… стимулом (движущей силой), в конце концов, для меня послужило то, что ни один актёр в мире не сможет (быстро) научиться играть на скрипке так, чтобы это выглядело по-настоящему правильно (правдоподобно).
Ведущий: Да.
Дэвид: Это 20 лет напряжённой работы.
Ведущий: У тебя есть какие-нибудь увлечения (хобби)?
Дэвид: Какие-нибудь увлечения? Мне нравится бегать. Мне нравится заниматься физической активностью. Я думаю, это очень важно для… это инструмент, который [изображает утомительную игру на невидимой скрипке] «аааа» и тебе необходима растяжка. Я начал понемногу заниматься медитацией, что мне нравится. Цигун ежедневно – это, как я думаю, прекрасный баланс между разумом и телом, который мне нравится. Кроме этого, уффф… не так сильно, но мне нравится смотреть квартиры. И это странное хобби. Это очень странное хобби, потому что мне просто нравится архитектура…
Ведущий: Да, это прекрасно!
Дэвид: …поэтому для меня архитектура – это нечто структурированное, нечто визуально вдохновляющее. А всё, что вдохновляет, мне, безусловно, нравится впитывать, словно губка. Поэтому иногда, в субботу или воскресенье, когда мне нечем заняться, я просто рассматриваю дома, осматриваю апартаменты и это также то, что…
Ведущий: (перебивая) Ты знаешь, что я ещё и инженер-строитель?
Дэвид: Я не знал.
Ведущий: Да, я работал инженером-строителем много лет…
Дэвид: Угу-угу
Ведущий: …но в какой-то момент я сказал «Окей, я музыкант! Я больше не хочу быть никаким инженером!»
Дэвид: Да, но, знаете, я думаю, музыка, конечно, когда ты очень молод, ты занимаешься ею инстинктивно, ты делаешь это от сердца. Но потом, когда ты становишься старше, твои инстинкты не на 100% верны. И ты должен учиться тому, как структурировать свой мозг, как структурировать музыку, как структурировать жанры, как структурировать партитуры. И эти знания очень важны, поскольку они настраивают (регулируют) твои природные инстинкты. Так только ты поймёшь структуру - значит, ты настоящий музыкант. Потому что твой мозг говорит тебе, чего НЕ делать, а твоё сердце – что ДЕЛАТЬ...
Ведущий: Дааа.
Дэвид: ...и это идеальный баланс!
Ведущий: Окей, большое спасибо за это прекрасное интервью!
Дэвид: Безусловно!
Ведущий: Окей?
Дэвид: Спасибо Вам!
Ведущий: Увидимся в Стамбуле!
Дэвид: Безусловно!
Ведущий: Мы будем вместе.
Дэвид: 21 сентября.
Ведущий: Да!