Вверх страницы

Вниз страницы

DAVID GARRETT RUSSIAN FORUM

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » DAVID GARRETT RUSSIAN FORUM » Классические музыканты » Пётр Ильич Чайковский


Пётр Ильич Чайковский

Сообщений 21 страница 32 из 32

21

А я внимательно прочитала. Концерт Чайковского у Дэвида по-моему давно в репертуаре. Может, не исполнял просто официально давно. А тут в теме именно на прошедшее 175 летие упор делался. Ну я во всяком случае прочитала так.

0

22

TamarisR написал(а):

Концерт Чайковского у Дэвида по-моему давно в репертуаре. Может, не исполнял просто официально давно.

Да, именно так, давно не исполнял официально. Несколько лет назад планировал, но чуть ли не в последний момент заменил его на концерт Бетховена. Помню, было очень много возмущений со стороны некоторых поклонников, которые ожидали именно концерта Чайковского.

0

23

Полный внутреннего восторга Чайковский сочинил Романс для фортепиано и посвятил его Желанной (таков перевод имени Дезире с французского). Первоначально его исполнил Николай Григорьевич Рубинштейн, а потом сыграли знаменитые пианисты Павел Августович Пабст (1), Антон Григорьевич Рубинштейн и Василий Львович Сапельников (2). Новое творение, наполненное вдохновенностью, пленило сердца слушателей.

Чувствуя глубокую сердечную привязанность к Дезире Арто, Пётр Ильич Чайковский решил навсегда связать с ней свою жизнь. Находясь в сильном волнении, он написал отцу, что познакомился с актрисой ещё прошлой весной и был у неё всего один раз после её бенефиса. Через месяц, повстречав вновь, услышал небольшой упрёк, что не наносит ей визитов, и Антон Рубинштейн, бывший проездом в Москве, просто потащил его к ней. С тех пор, по словам Чайковского, они стали испытывать друг к другу нежные чувства, в которых вскоре взаимно признались. Илья Петрович ответил длинным письмом, в котором сделал предостережения от опрометчивых решений.

Композитор вспоминал, что браку противился не только его отец, но и мать Дезире – она считала, что Пётр слишком молод. Возражали и его друзья, в особенности Рубинштейн, полагая, что, став мужем известной певицы, Чайковский потеряет себя. С другой стороны, Дезире Арто также не хотела бросать сцену, к которой она привыкла и которая ей приносила славу и деньги. Актриса предложила Чайковскому встретится в собственном имении возле Парижа, чтобы окончательно решить будущую судьбу.

Вопрос разрешился быстрым и неожиданным образом в начале 1869 года: Дезире Арто уехала на гастроли и через месяц вышла замуж за певца из своей труппы, испанского баритона Марино Падилья-и-Рамоса (3). Так безрадостно завершился для композитора 1868 год. Сердечная рана ещё долго кровоточила, однако, даже потом Чайковский с нетерпением ожидал каждого приезда певицы.

Осенью 1869 года Дезире снова посетила столицу, чтобы исполнить арию в «Фаусте». Пётр Ильич был на её выступлении. Его друг, музыкальный критик  и педагог Николай Дмитриевич Кашкин  писал позже, что при появлении артистки на сцене Чайковский закрылся до конца действия биноклем и украдкой ронял слёзы. Преклонение перед оперной дивой, восхищение и нежные чувства надолго остались в сердце композитора неизменными. Он сам не скрывал этого ни от кого.

Здесь и далее, биография П. И. Чайковского и иллюстрации - из книги "Петр Ильич Чайковский". Автор - составитель Олеся Талалова. Москва, издательство "Эксмо", 2015

_________________________________

(1) Па́вел А́вгустович Пабст (при рождении Христиан Георг Пауль Пабст, нем. Christian Georg Paul Pabst; 27 мая 1854, Кёнигсберг ― 9 июня 1897, Москва) ― российский композитор, пианист и музыкальный педагог германского происхождения. Сын композитора Августа Пабста (1811—1885), впоследствии директора Рижской консерватории; брат Луи Пабста (1846—1903), музыкального педагога, основателя Мельбурнской академии музыки (https://ru.wikipedia.org/wiki/Пабст,_Павел_Августович).

(2) Сапельников Василий Львович (21.10.1867, Одесса - 17.3.1941, Сан-Ремо, Италия) - пианист и композитор. Начав учиться музыке в раннем детстве дома, он продолжил занятия в одесском Институте изящных искусств в классах фортепиано Ф.Кестлера и скрипки Г.Соколова, Уже семи лет мальчик впервые публично выступил как скрипач. Довольно долго было неясно, с каким инструментом он свяжет свое будущее. Решающей стала встреча с А.Рубинштейном. Тот принял живое участие в судьбе юного музыканта и рекомендовал ему целиком посвятить себя роялю, продолжив образование в Петербургской консерватории  ( более подробно биографию композитора можно прочитать здесь: http://slovari-online.ru/word/исторический-словарь/сапельников-василий-львович.htm)

(3) Мариан Падилья-и-Рамос (1842 — 21 ноября 1906[2]) — испанский оперный певец (баритон), наиболее известный исполнением главной партии в опере «Дон Жуан» Моцарта (https://ru.wikipedia.org/wiki/Падилья-и-Рамос,_Мариано).

(4) Николай Дмитриевич Кашкин (27 ноября (9 декабря) 1839, Воронеж — 15 марта 1920, Казань) — русский музыкальный критик, педагог, писатель. Профессор московской консерватории по классам обязательной теории (https://ru.wikipedia.org/wiki/Кашкин,_Николай_Дмитриевич)

+2

24

ДОЛГОЖДАННЫЙ УСПЕХ

Чтобы исцелиться от нестерпимой душевной раны, Чайковский неустанно работал. Уже 30 января 1869 года состоялась премьера «Воеводы» на сцене Большого театра в Москве. Спектакль прошел удачно и в течение месяца повторялся четыре раза. Восторженная публика рукоплескала. Отзывы, правда, были противоречивыми. Сильным огорчением стало высказывание друга Лароша о том, что в работе русский отпечаток. Хотя писатель и музыкальный критик Владимир Федорович Одоевский, напротив, отметил господство в опере «русской тональности» и заявил, что произведение станет задатком огромного будущего успеха.

Несмотря на положительный отзыв, Чайковский в силу своей высокой эмоциональности сжёг партитуру. Впоследствии он написал брату Модесту, что сюжет оперы лишён интереса и движения, музыкальные формы слишком сложны и мало подходят к условиям сцены, а оркестр подавляет голоса исполнителей своей массивностью.

Петра Ильича неизменно привлекал оперный жанр. Он с увлечением взялся за написание либретто «Ундина» по повести Василия Андреевича Жуковского, которая в свою очередь являлась переводом сказки Фридриха де ла Мотт-Фуке (1). К концу лета 1869 года сочинение было отправлено на суд в Мариинский театр, однако постановочный комитет отклонил оперу. Рукописи «Ундины» также были преданы огню. По словам Чайковского, он был страшно огорчен и огорчен этим отказом. Лишь некоторые чудом уцелевшие части вошли в другие произведения. Это «Снегурочка» по сказке Александра Николаевича Островского. Вторая симфония и «Лебединое озеро».

В том же году Чайковский принялся симфонической увертюры – фантазии «Ромео и Джульетта». Предложенный Балакиревым сюжет, посвященный всепобеждающей любви, был глубоко созвучен мировоззрению автора. Милий Алексеевич в своих письмах подробно излагал идею сочинения, дополняя ее рекомендациями по поводу характера тематизма, его развития и тонального плана. Чайковский в свою очередь внимательно прислушивался к советам коллеги и друга. Он предельно обобщил сложную фабулу трагедии.

Наконец 4 марта 1870 года состоялась премьера в Москве. Дирижерская палочка снова в руках у так любимого Чайковским Рубинштейна. И…ошеломляющий успех! Владимир Васильевич Стасов охарактеризовал произведение как бесконечно тонкую и элегантную вещь и отметил, что оно бесподобно и наполнено поэзией, страстью и силой.

Здесь и далее, биография П. И. Чайковского и иллюстрации - из книги "Петр Ильич Чайковский". Автор - составитель Олеся Талалова. Москва, издательство "Эксмо", 2015

____________________________________

(1) Фридрих Генрих Карл де ля Мотт Фуке (фр. Friedrich de La Motte-Fouqué; 12 февраля 1777 — 23 января 1843) — немецкий писатель эпохи романтизма, известный главным образом благодаря сказочной повести «Ундина» (1811). По происхождению — барон из французских эмигрантов-гугенотов, осевших в Пруссии.( https://ru.wikipedia.org/wiki/Ла_Мотт-Фуке,_Фридрих_де ).

+2

25

Именно с “Ромео и Джульеттой» к музыканту пришли всемирное признание и слава. Так, в 1874 году знаменитый немецкий пианист и дирижер Ганс Гвидо фон Бюлов (1)  в «Аугсбургской газете» представил произведение как необыкновенно интересную, выдающуюся по своей оригинальности увертюру и даже при встрече исполнил некоторые сочинения композитора, попросив их подправить. Пётр Ильич был тронут до глубины души.

Ещё один отзыв Бюлов оставил в статье «Музыкальные события в Италии». По его мнению, современная Россия не знала недостатка в высокоодарённых талантах в любой области музыки, но среди них был только один человек, похожий своей устремленностью на Глинку – Чайковский. Известный пианист и дирижёр высоко оценил скрипичный квартет Петра Ильича, который уже хорошо знали во многих немецких городах.

Вскоре французский пианист и композитор Шарль – Камиль Сен Санс (3), услышав «Ромео и Джульетту» в Вене, пригласил Чайковского в Париж с авторским концертом. Однако несмотря на громкий успех оперы и восторженные отзывы, Милий Алексеевич Балакирев не был удовлетворён итогами и написал письмо с критическими замечаниями. Пётр Ильич согласился с ними и приступил к корректировке: переписал вступление, существенно переделал репризу, заключение, некоторые части переоркестровал, ввел партию арфы, изменил мелодию, ритмику и гармоническое сопровождение. Традиционный цикл построен на развитии двух повторяющихся тем. Композитор решил, что повторение затормаживает динамику действия, и сделал упор на сквозное развитие сюжета с неослабевающим нарастанием напряжения, достигающим кульминации. Он создавал максимально сжатый образ.

В 1881 году композитор сам управлял оркестром при исполнении «Ромео и Джульетты» в Берлине и Праге, а еще через год – в Петербурге. Раньше он испытывал страх перед выступлением с дирижерской палочкой, но теперь, как сообщал в письме Модесту, внутренне стал переживать минуты безусловного счастья, несмотря на несколько лет попыток дирижирования.

А вот таким описывал композитора французский литератор Ромен Роллан (3): «Голова дипломата или русского офицера. Бакенбарды и квадратная бородка. Открытый лоб, костистый, углубленный посередине большой поперечной морщиной; выпуклые надбровные дуги; взгляд пристальный, неподвижно устремлённый прямо перед собой и в то же время как бы внутрь себя. Высокий, худощавый. Безупречно корректный, в белых перчатках и галстуке. Когда он дирижирует, его высокая фигура не шелохнется, в то время как правая рука твёрдо и сухо отбивает ритм, отталкиваясь тяжело и сильно с неистовой энергией, благодаря чему трясется правое плечо, а всё остальное тело неподвижно. Кланяется автоматически, стремительно, сухо, всем туловищем, три раза подряд».

Огромной радостью для Петра Ильича Чайковского стало присуждение ему премии, учрежденной известным петербургским меценатом Митрофаном Петровичем Беляевым (4). В 1884 году ею была отмечена опера «Ромео и Джульетта» - одно из немногих произведений, которым автор оставался доволен до конца жизни.


На видео "Ромео и Джульетта" в исполнении Русского Национального оркестра. Дирижёр - М. Плетнёв. Запись 23.11.1994 г.

Осенью 1869 года была написана целая серия романсов, принёсшая автору не меньшую долю славы. Это «Слеза дрожит», «Не верь, мой друг», «И больно, и сладко», «Ни слова, о друг мой», «Отчего?», «Нет, только тот, кто знал». Была начата опера «Опричник».

Здесь и далее, биография П. И. Чайковского и иллюстрации - из книги "Петр Ильич Чайковский". Автор - составитель Олеся Талалова. Москва, издательство "Эксмо", 2015

________________________

(1) Барон Ханс Гви́до фон Бю́лов (нем. Hans Guido Freiherr von Bülow; 8 января 1830, Дрезден ― 12 февраля 1894, Каир) ― немецкий дирижёр, пианист, педагог и композитор (более подробно здесь: https://ru.wikipedia.org/wiki/Бюлов,_Ханс_фон).

(2) Шарль-Ками́ль Сен-Са́нс (фр. Charles-Camille Saint-Saëns [ʃaʁl kamij sɛ̃sɑ̃s]; 9 октября 1835, Париж — 16 декабря 1921, Алжир) — французский композитор, органист, дирижёр, пианист, критик и педагог. К наиболее известным произведениям композитора относятся: Интродукция и Рондо каприччиозо (1863), Второй фортепианный концерт (1868), Концерт для виолончели и фортепиано №1 (1872) и №3 (1880), симфоническая поэма «Пляска смерти» (1874), опера «Самсон и Далила» (1877), Третья симфония (1886) и сюита «Карнавал животных» (1887) (более подробно здесь: https://ru.wikipedia.org/wiki/Сен-Санс,_Камиль ).

(3) Роме́н Ролла́н (фр. Romain Rolland [ʁɔlɑ̃]; 29 января 1866, Кламси — 30 декабря 1944, Везле) — французский писатель, общественный деятель, учёный-музыковед. Иностранный почётный член АН СССР (29.03.1932).
Лауреат Нобелевской премии по литературе (1915): «За высокий идеализм литературных произведений, за сочувствие и любовь к истине» (https://ru.wikipedia.org/wiki/Роллан,_Ромен ).

(4) Митрофан Петрович Беляев (22 февраля 1836, Санкт-Петербург — 4 января 1904, Санкт-Петербург) — русский лесопромышленник, музыкальный издатель и меценат, основатель Беляевского кружка, объединившего многих выдающихся музыкантов (https://ru.wikipedia.org/wiki/Беляев,_Митрофан_Петрович ).

+2

26

СТРУННЫЙ КВАРТЕТ № 1

После успеха «Ромео и Джульетты» музыкант со свойственным ему неутомимым стремлением двигаться вперед начал работу над авторским концертом. Он сочинил и инструментировал четырехчастный Струнный квартет № 1, посвятив его российскому ученому , профессору Сергею Александровичу Рачинскому (1).

Квартет был впервые сыгран 16 марта 1871 года в Малом зале при Московской консерватории. Исполнили его Фердинанд Лауб и Людвиг Минкус (2) (скрипки), Илларион Михайлович Прянишников (альт) и Вильгельм Фитценхаген (3) (виолончель). Ещё при жизни автора произведение имело грандиозный мировой успех: оно покорило сцены Европы и Соединенных Штатов Америки, а также родного Петербурга.

Наивысшей оценки слушателей удостоилась вторая часть квартета – Andante cantabile (4). В её основу положена старинная русская частушка «Сидел Ваня на диване, курил трубку с табаком». Забавную мелодию с меланхоличным, задумчивым напевом композитор услышал за пару лет до этого от простого рабочего, когда отдыхал в Каменке. Вскоре эта часть стала исполняться как отдельное произведение, на нее делалась транскрипции для разных инструментов.

Чайковский был счастлив, получив положительный отзыв Лароша в «Современной летописи». По мнению критика, это сочинение, как никакое другое, демонстрировало феноменальные способности композитора, умение выстраивать форму, группировать части и развивать темы. Оно отличалось привычным благородством тона и женственной мягкостью, но также имело красивые звучные эффекты.



Биография П. И. Чайковского и иллюстрации - из книги "Петр Ильич Чайковский". Автор - составитель Олеся Талалова. Москва, издательство "Эксмо", 2015

_____________________________

(1) Сергей Александрович Рачинский (2 (14) мая 1833, с. Татево, Бельский уезд, Смоленская губерния — 2 (15) мая 1902, с. Татево, Бельский уезд, Смоленская губерния) — российский учёный, педагог, просветитель, профессор Московского университета, ботаник и математик. Член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук (подробнее здесь: https://ru.wikipedia.org/wiki/Рачинский,_Сергей_Александрович ) .

(2) Лю́двиг Ми́нкус (нем. Ludwig Minkus, полное имя Алоизий Людвиг Минкус, в некоторых источниках также Леон Фёдорович Минкус; 23 марта 1826, Вена — 7 декабря 1917, там же) — австрийский композитор, скрипач и дирижёр, долгие годы живший и работавший в России (https://ru.wikipedia.org/wiki/Минкус,_Людвиг).

(3) Карл Фри́дрих Ви́льгельм Фи́тценхаген (в России был известен также как Василий Фёдорович; нем. Karl Friedrich Wilhelm Fitzenhagen; 15 сентября 1848, Зезен — 2 [14] февраля 1890, Москва) — немецкий виолончелист и музыкальный педагог, работавший в России (https://ru.wikipedia.org/wiki/Фитценхаген,_Вильгельм )

(4) Анданте (итал. Andante) — музыкальный термин, происходящий от итальянского глагола «andare», означающего в переводе «идти». В музыке им обозначают скорость, с которой должно воспроизводиться музыкальное произведение, и соответствует темпу в диапазоне от 76 до 108 ударов в минуту — он располагается посередине между адажио и модерато.
На протяжении веков практическое использование этого темпа изменялось и до начала использования метрономов анданте равнялся скорости обычной ходьбы, соответствуя ритму от 69 до 84 ударов. Таким образом анданте относится к умеренно медленному темпу и по скорости ближе к адажио.
Этим же термином называют мелодию или медленную часть сонаты, симфонии или другого музыкального произведения, не имеющего собственного наименования, и исполняемого в этом темпе. Нередко анданте является цельная музыкальная тема с вариациями (https://ru.wikipedia.org/wiki/Анданте)

Отредактировано Лёна (30.03.2016 22:03)

+3

27

Поначалу окрыленного успехом от собственного творения Чайковского вскоре начало раздражать чрезмерное внимание к мелодии. Брату Анатолию он говорил, что музыканты играют только Andante и не хотят экспериментировать. Впрочем, позже композитор  сам  переложил произведение по просьбе своего друга, известного виолончелиста Анатолия Андреевича Брандукова (1).

В 1876 году в консерватории проводили музыкальный вечер, посвященный приезду Льву Николаевича Толстого. Вторая часть квартета произвела на писателя огромное впечатление. Пётр Ильич был польщен как никогда в жизни и тронут вниманием почетного слушателя, который при звуках Andante первого квартета залился слезами.

Позже Толстой прислал Чайковскому рукописный сборник русских народных песен и признался, что никогда не получал такой дорогой награды за свои литературные труды. Композитор в свою очередь ответил, что не в состоянии выразить слова, как он счастлив и горд тем, что его музыка смогла тронуть и увлечь великого писателя.

Во время летних каникул у своей сестры в Каменке в 1872 году Чайковский начал работать над новым творением – Симфонией № 2, которую в шутку назовёт «Журавель». И снова победа на сцене. В первой части за основу взята украинская песня «Вниз по Волге – матушке», во второй – «Пряди моя пряха», в третьей – «Журавушка».

В Петербурге симфонию ждал ошеломительный успех. Критик Ларош дал положительный отзыв, отметив, что работа выполнена на европейском уровне. Кашкин охарактеризовал сочинение как «одно из блистательнейших произведений новейшей музыки, в котором техническое мастерство обработки тем соединяется с гениальной изобретательностью».
Основа произведения – народная песня. Здесь были профессионально применены вариантно – вариационные приемы, впервые созданные и разработанные Глинкой. Критики, в частности Цукерман, выделяли Симфонию № 2 в творчестве Чайковского как обособленную, подчеркивая, что она не является пропитанной личным переживанием композитора в той мере, как обычно.

Но и этой своей работой композитор не был полностью удовлетворен. Через пять лет он решил её изменить: первую и третьи части переписал заново, вторую скорректировал, а финал немного сократил. Симфония была сыграна в 1881 году, после чего стала частью репертуара многих русских и зарубежных постановок. Сам композитор дирижировал при ее исполнении в Харькове весной 1893 года.

ОПЕРА «ОПРИЧНИК»
Следующим заметным событием в творчестве Чайковского стала опера «Опричник». Она была представлена на суд слушателей в декабре 1872 года во время заседания музыкального комитета при театральной дирекции Мариинского театра. Сочинение единогласно одобрили и приняли к постановке.

К этому времени музыкант уже испробовал себя в нескольких оперных жанрах: лирики – фантастическом («Ундина») и народно – бытовом («Воевода»). Теперь пришла пора освоить новое направление – трагедию. Для этих целей идеально подходила, как думалось автору, трагедия «Опричник» Ивана Ивановича Лажечникова. В основе сюжета заложены острые ситуации, конфликтные отношения, защита чести и любви. Композитор искал способ выразить порывы боли и гнева, сердечные метания.

Позже, в июле 1874 года, опера была представлена в Одессе. Она стала первой постановкой Чайковского в провинциальном городе. И здесь его ждал настоящий триумф – слушатели рукоплескали. В декабре «Опричник» прозвучал в Киеве. В письме к своему другу Василию Васильевичу Бесселю (2)  композитор отмечал, что опера имела успех, поскольку было очень шумно от оваций, и огромная толпа студентов провожала его от театра до гостиницы. В Москве постановка состоялась только в мае следующего, 1875, года.

Чайковский снова не был полностью доволен своей работой. Уже на первой репетиции и на премьере «Опричника» он увидел грубые промахи, критикуя сам себя, писал, что получил вместе с тем отличный урок оперного композиторства. Для профессионала такого уровня это было серьёзным испытанием. Кроме того, композитор, к собственному огорчению, убедился, что опера не соответствует тому типу произведения, который он искал в этом жанре. Так сообщалось в письме к брату Модесту.

В качестве недочетов «Опричника» рецензенты указывали пестроту стиля и промахи в либретто. Отзыв Кюи был также не менее суров. Критик охарактеризовал оперу как обеднённую идеями и слабую, без заметно выдающегося места и вдохновения. Чайковский согласился с мнением рецензента и чуть позже, после премьеры, написал издателю оперы Бесселю: «Как не злостна рецензия Кюи, как ни чудовищно пристрастен его отзыв, но, в сущности, он довольно верно оценил её достоинства как музыкально – драматического произведения. В ней нет стиля и нет движения, два условия неизбежного охлаждения публики к опере».

Впрочем, мнения разнились. Так, в «Русских ведомостях» небезызвестный критик Кашин положительно отозвался о прошедшем спектакле, написав, что опера зрителям, по – видимому, понравилась, чего, впрочем, и следовало ожидать. Он отмечал богатство и красоту мелодий, инструментовку, изящество, которым опера проникнута от начала до конца, а общее впечатление, по его мнению, заставляло позабыть о недостатках. Особо выдающимися критик назвал соло Наташи в первом акте, Ариозо Морозовой и следующий затем дуэт с сыном, сцена у опричников, хор третьего акта и дуэт четвертого.

Биография П. И. Чайковского и иллюстрации - из книги "Петр Ильич Чайковский". Автор - составитель Олеся Талалова. Москва, издательство "Эксмо", 2015

___________________________________

(1) Анатолий Андреевич Брандуков - (25 декабря 1858 [6 января 1859], Москва — 16 февраля 1930, там же) — русский виолончелист и педагог. Учился в Московской консерватории у Коссмана и Фитценхагена с 1868 по 1877 (окончил обучение с Золотой медалью), а также занимался теорией музыки у Чайковского. С 1878 по 1905 много времени проводил в Швейцарии и Франции, особенно в Париже, где часто встречался с Иваном Тургеневым. Во Франции Брандуков вскоре стал участником квартета Мартена Марсика, а также выступал как солист, исполнив, в частности, Первый виолончельный концерт Сен-Санса с оркестром под управлением автора. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Брандуков,_Анатолий_Андреевич)

(2) Василий Васильевич Бессель - (13 апреля 1843 — 16 февраля 1907) — российский музыкальный издатель. Василий Бессель окончил Санкт-Петербургскую консерваторию (1865), первый выпускник класса альта Иеронима Вейкмана (первоначально учился в классе скрипки Генрика Венявского). Вскоре, однако, оставил исполнительскую карьеру. В 1866 г. опубликовал переведённую ещё в студенческие годы книгу Йозефа Шлютера «Обозрение всеобщей истории музыки» (второе издание в 1905 г. вышло с приложением «Очерка музыки в России» самого Бесселя). В 1869 г. вместе с младшим братом Иваном открыл на Невском проспекте (дом 54) магазин музыкальной литературы «В. Бессель и Ко», а в 1871 г. и свою нотопечатню. Первым издательским проектом Бесселя был выпуск сочинений Антона Рубинштейна, прежде печатавшихся только в Германии. С 1874 г. фирма Бесселя печатала музыкально-педагогическую литературу для фортепианных классов Петербургской консерватории. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Бессель,_Василий_Васильевич)

(3) Ариозо - 1) Жанр вокальной музыки (оперной, кантатной), занимающий промежуточное положение между арией и речитативом. От арии отличается меньшими размерами, отсутствием определённой структуры, от речитатива - простотой и напевностью мелодии. Обычно обобщает содержание предшествующего речитатива. Исполнительское обозначение, указывающее на певучий характер игры или пения (наподобие арии). В этом смысле не связано с каким-либо определённым жанром. Встречается у И. С. Баха (в отдельных номерах «Рождественской оратории»), у Л. Бетховена (в 3-й части фортепианной сонаты ор. 110). (http://www.belcanto.ru/arioso.html)

+2

28

Интересно,а думал ли Дэвид когда-нибудь о том, что бы сыграть Концерт П.И. Чайковского на его родине в Воткинске? Вот это было бы чудо чудное!! Кстати, там прекрасный Дворец культуры,где в мае всегда проводятся концерты ко дню рождения П.И. Приезжают многие прекрасные оркестры и исполнители,попасть туда не всегда получается-ценителей классической музыки предостаточно.

0

29

ПЬЕСА – СКАЗКА «СНЕГУРОЧКА»

В начале 1873 года дирекция Большого театра предложила Чайковскому сотрудничать с Александром Николаевичем Островским над созданием спектакля «Снегурочка». Необходимо было такое произведение, которое бы позволило задействовать все труппы московских театров: балетную, оперную и драматическую. В Малом театре проводился ремонт, поэтому большинство спектаклей планировалось в здании Большого.

Чайковский был поклонником произведений Александра Николаевича Островского. Он принялся за создание музыки к сказке «Снегурочка»  с особым воодушевлением. В основу сочинения легла русская народная сказка, которую писатель нашёл в сборнике «Поэтические воззрения славян на природу» Александра Николаевича Афанасьева (1). Пьеса включала четыре действия и пролог. Примечательно, что Островский лично попросил руководство театра обратиться за написанием музыки к Чайковскому, поскольку оценивал его способности как исключительные и, имея опыт совместного труда, не хотел работать ни с кем другим.

Партитура составила 19 номеров. В основу большинства из них вновь легли народные песни, почерпнутые из сборников Василия Павловича Прокунина (2), Константина Петровича Вильбоа (3), Николая Александровича Львова (4), Иогана – Готфрида Прача (5): пляска птиц, проводы Масленицы, песни Леля и Брусилы. Главенствующей была идея радости, тепла, света и веселого разгулья, перекрывающего путь холоду и мраку.

Премьера «Снегурочки» прошла на сцене московского Большого театра 11 мая 1873 года. Ее приурочили к бенефису известного артиста и комика Василия Игнатьевича Живокини (6). В спектакле приняли участие популярные в то время артисты: Евлалия Павловна Кадмина (7), Мария Николаевна Ермолова (8), Гликерия Николаевна Федотова (9), Иван Васильевич Самарин (10). Дирижировал снова Николай Григорьевич Рубинштейн.

Как и во всех других случаях, Чайковский со свойственной его характеру силой постарался выразить природную тематику и глубокий смысл произведения – бесстрашную любовь, которая не имеет границ, сильнее смерти и объединяет все живое.
Спектакль не имел должного успеха. Впрочем, музыка понравилась как слушателям, так и критикам.

Биография П. И. Чайковского и иллюстрации - из книги "Петр Ильич Чайковский". Автор - составитель Олеся Талалова. Москва, издательство "Эксмо", 2015

__________________________

(1) Алекса́ндр Никола́евич Афана́сьев (11 [23] июля 1826 — 23 сентября [5 октября] 1871) — русский собиратель фольклора, исследователь духовной культуры славянских народов, историк и литературовед (более подробно здесь: https://ru.wikipedia.org/wiki/Афанасьев,_Александр_Николаевич).

остальные сноски здесь...

(2) Василий Павлович Прокунин (16 (28) января 1848, Сосновка, Тамбовская губерния — 1 (14) мая 1910, Москва) — русский музыкальный фольклорист, композитор, педагог (более подробно: https://ru.wikipedia.org/wiki/Прокунин,_Василий_Павлович).

(3) Константин Петрович Вильбоа — русский композитор; родился в 1817 г., умер в 1881 г. Еще в ранней молодости он выказывал хорошие музыкальные способности; воспитываясь в одном из с.-петербургских кадетских корпусов, он был регентом хора. Впоследствии скудость средств, заставлявшая В. посвящать свое время службе, и недостаточная теоретическая подготовка были причиной того, что Вильбоа не развил своего таланта и дальше дилетантизма не пошел. Он написал оперу "Наташа, или Волжские разбойники" на либретто Куликова, данную в первый раз в Москве в 1861 г., а затем и в Петербурге, под личным управлением автора. Более выдающийся успех, чем его опера, имели его небольшие вокальные сочинения, как, напр., известный дуэт "Моряки". В. оставил еще две неоконченные оперы: "Тарас Бульба" и "Цыганка" (последняя на сюжет Баратынского). Довольно обширный труд представляет сборник народных русских песен, изданный В. у Бернарда. В 60-х годах В. преподавал музыку в Харьковском университете и был капельмейстером местного театра (http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/129487/Вильбоа).

(4) Никола́й Алекса́ндрович Львов (4 [15] мая 1753, имение Никольское-Черенчицы близ Торжка, ныне Тверской области — 22 декабря 1803 [3 января 1804], Москва) — один из самых ярких и разносторонних представителей Русского Просвещения: архитектор-палладианец, график, поэт, переводчик, музыкант.  Принадлежал к старинному тверскому роду. Сын небогатого тверского помещика Александра Петровича Львова и Прасковьи Фёдоровны, урождённой Хрипуновой. (более подробно здесь: https://ru.wikipedia.org/wiki/Львов,_Николай_Александрович).

(5) Иоганн Готфрид Прач (Pratsch) — композитор, родом из Силезии; писал музыку на русские мотивы. В 1784 г. принят в учителя СПб. театрального училища как "клавикордный мастер", обязанный малолетних девочек и мальчиков учить игре на клавикордах, а некоторых из первых обучать и списыванию нот. П. переложил для клавира с голосами музыку комических опер Екатерины II "Горе-богатырь Косометович" и "Февей"; издал "Полную школу для фортепиано" (СПб., 1816) и "Собрание народных русских песен, с их голосами" (СПб., 1790; 2 изд., 1806; 3 изд., 1815; 4 изд., 1897). Последний сборник, для которого песни собраны Львовым, долго служил прототипом для собирателей народных русских песен (http://enc-dic.com/enc_biography/Prach- … -3765.html).

(6) Василий Игнатьевич Живокини (1805 или 1807, Москва, Российская империя — 30 (18) января 1874 года, Москва, Российская империя) — знаменитый московский комик XIX века, работал в Малом театре; сын итальянца Джованни делла Мома, приехавшего в Россию вместе со знаменитым зодчим Растрелли. По другим источникам, настоящее имя Василия Живокини — Джиованнио Ламмона (более подробно здесь: https://ru.wikipedia.org/wiki/Живокини,_Василий_Игнатьевич)

(7) Евлалия Павловна Кадмина (7 (19) сентября 1853, Калуга — 10 (22) ноября 1881, Харьков) — русская певица, контральто, меццо-сопрано, драматическая актриса (более подробно: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кадмина,_Евлалия_Павловна).

(8) Мария Николаевна Ермолова (3 (15) июля 1853, Москва — 12 марта 1928, Москва) — русская драматическая актриса Малого театра, по словам Станиславского — величайшая из виденных им актёров. Прославилась ролями свободолюбивых личностей, преданных своим идеалам и противостоящих окружающей пошлости. Заслуженная артистка Императорских театров (1902). Первая Народная артистка Республики (1920). Герой Труда (1924). С 1935 года её имя носит Московский драматический театр. Муж — Николай Петрович Шубинский (1853—1921) — депутат Государственной думы III и IV созывов, известный московский присяжный поверенный, юрист и адвокат (подробности: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ермолова,_Мария_Николаевна).

(9) Гликерия Николаевна Федотова (1846—1925) — русская актриса, заслуженная артистка Императорских театров, народная артистка Республики (1924). Герой Труда (1924) (подробности: https://ru.wikipedia.org/wiki/Федотова,_Гликерия_Николаевна). 

(10)   Иван Васильевич Самарин (1817, Петербург — 1885, Москва) — актёр театра, драматург и педагог (подробности: https://ru.wikipedia.org/wiki/Самарин,_Иван_Васильевич).

+2

30

31

Лёна написал(а):

ПЬЕСА – СКАЗКА «СНЕГУРОЧКА»
...Спектакль не имел должного успеха.

Не далее как в прошлом месяце была на этом балете в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Очень я не соглашусь с современниками Петра Ильича )) Я осталась в полном восторге от музыки и от постановки и от танцовщиков. Партию Снегурочки танцевала Анастасия Лименько - ВОСТОРГ! Красивая, наивная, трепетная, но и одновременно холодная, "нечеловеческая", "не наша".
Сцена таяния Снегурочки сделана так пронзительно (вот уж где солнцу и весне никто не рад!), что слезы сами наворачиваются на глаза не только у детей. И когда после финальных аккордов оркестра слышишь в голос рыдающих детей - ну как тут самой удержаться?! )))

Кстати, хореограф В.П. Бурмейстер, создавший спектакль в 1960-е по заказу Английского национального балета, приходился родственником Чайковскому. А после успешной премьеры в Лондоне в 1961 министр культуры Екатерина Фурцева отправила Бурмейстеру поздравительную телеграмму. Когда в 2001 театр вновь показал этот балет на гастролях в Лондоне (спектакли шли в том же самом «Ройял фестивал холле», где состоялась премьера «Снегурочки» в 1961 году) газета «Индепендент», назвала его «одним из главных культурных событий сезона».

Более подробно про историю создания "четвертого балета" Чайковского можно прочитать по ссылке:
https://stanmus.ru/press/739

Фото - мое с январского спектакля.
http://s3.uploads.ru/t/eUbix.jpg

+5

32

«Русский композитор Чайковский — без сомнения не истинный талант, а раздутая величина; он одержим идеей собственной гениальности, но не обладает ни интуицией, ни вкусом… В его музыке видятся мне вульгарные лица дикарей, слышится ругань и ощущается запах водки… Фридрих Фишер как-то выразился про некоторые картины, что они так отвратительны, что от них воняет. Когда я слушал Скрипичный концерт г-на Чайковского, мне пришло в голову, что бывает и вонючая музыка».

                                                                                                                                                                                                             Эдуард Ганслик. Neue Freie Presse, Вена, 5 декабря 1881

«Есть люди, которые постоянно жалуются на свою судьбу и с особым пылом рассказывают о всех своих болячках. Именно это я и слышу в музыке Чайковского… Увертюра к „Евгению Онегину“ начинается с хныканья… Хныканье продолжается и в дуэтах… Ария Ленского — жалкое диатоническое поскуливание. В целом же опера — неумелая и мертворожденная».

                                                                                                                                                                                          Цезарь Кюи. «Неделя», Санкт-Петербург, 5 ноября 1884 года

«Пятая симфония Чайковского — сплошное разочарование… Фарс, музыкальный пудинг, заурядна до последней степени. В последней части калмыцкая кровь композитора берет над ним верх, и сочинение начинает напоминать кровавый забой скота».

                                                                                                                                                                                                                 Musical Courier, Нью-Йорк, 13 марта 1889 года
«Отвратительная мерзость»: как великих композиторов ругали современники

0


Вы здесь » DAVID GARRETT RUSSIAN FORUM » Классические музыканты » Пётр Ильич Чайковский