Вверх страницы

Вниз страницы

DAVID GARRETT RUSSIAN FORUM

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » DAVID GARRETT RUSSIAN FORUM » Классические музыканты » Никколо Паганини


Никколо Паганини

Сообщений 61 страница 80 из 186

61

О первом учителе

Первым скрипачом, у которого учился Паганини, некоторые биографы называют Джованни Серветто или, точнее, Антонио Мариа Черветто, как он именуется в реестре театральных музыкантов Генуи за 1787—1790 годы. Записи имен и выплачиваемого жалования, содержащиеся в реестре, дают ясную картину профессионального положения генуэзских музыкантов того времени. Судя по ним, Черветто — скромный скрипач, фигурировавший в группе подсобных музыкантов.

Сам Паганини в двух прижизненно опубликованных автобиографиях не упоминает имени Черветто. Это вызывает сомнение в правильности утверждений о том, что он был первым учителем великого артиста.

0

62

Очень интересная и показательная история о состязании между Паганини и французским скрипачом Лафоном.

nk «Скрипач Лафон испытывает пламенное желание услышать Паганини», — иронически писал последний. Когда французский артист приехал в Милан, Паганини был в Генуе. Он решил не уклоняться от встречи с соперником тем более, что вызов Лафона получил широкую огласку, и немедленно направился в Милан. Посетив его концерт в Ла Скала, Паганини кратко резюмировал свое впечатление: «Играет хорошо, но не поражает».

Совместный концерт Лафона и Паганини состоялся 7 марта 1816 года в Ла Скала. Состязание двух крупнейших европейских скрипачей-виртуозов привлекло внимание всей музыкальной Европы. Оно явилось одним из проявлений происходившей борьбы между классической школой и молодым романтизмом. Через двадцать лет подобное состязание повторится в области пианистического искусства в Париже между Тальбергом и Листом.

В исторической перспективе времени ясно, что Лафон и Паганини были явлениями несоизмеримыми, что между Паганини, который, по словам Гейне, «легким ударом смычка то уводил нас в самые солнечные выси, то открывал перед нами полные ужаса глубины», и элегантным Лафоном, этим аристократом среди французских скрипачей, так же как между Листом и Тальбергом, не могло быть подлинного соперничества. Но в ту эпоху вопрос этот казался спорным. В сознании большинства музыкантов довлели классические каноны. Яркий пример тому — случай с Паганини в Турине в 1818 году. После двух концертов, имевших неслыханный успех у публики, но вызвавших резкую критику местных «знатоков», воспитанных на классической игре Пуньяни, в течение четверти века возглавлявшего в Турине королевскую капеллу, дальнейшие выступления Паганини были запрещены местным губернатором. Конечно, причины тому имели не только чисто художественную, но и политическую подоплеку, что чрезвычайно характерно, так как с новаторским искусством Паганини неизменно связывались бунтарские идеи.

Сам Паганини рассказывает о своей встрече с Лафоном: «Игра Лафона доставила мне большое удовольствие. Через восемь дней после его концерта я дал свой в театре Ла Скала, чтобы и он мог меня узнать. На другое утро Лафон предложил мне выступить совместно с ним в концерте. Я уклонился, указав ему на то, что подобная попытка рискованна, так как публика усмотрит в ней поединок и захочет иметь жертву. В данном случае это неминуемо произойдет, так как он, Лафон, считается первым скрипачом Франции, а мне оказывают незаслуженную честь, называя первым скрипачом Италии.  Лафон не дал себя убедить, и я оказался вынужденным поднять брошенную перчатку. Я поручил ему составить программу, которая и была утверждена. Я исполнял концерт собственного сочинения, затем Лафон играл свой. После этого мы играли концерт Крейцера для двух скрипок. В этой пьесе я точно придерживался своей партии, пока обе скрипки играют вместе, однако в сольных местах я дал волю своей итальянской фантазии и импровизировал, словно новую пьесу, на фоне оркестрового сопровождения, что, кажется, не очень понравилось моему любезному сопернику. После этого Лафон исполнял собственные вариации на русскую тему, а я завершил концерт вариациями «Ведьма». Лафон обладал, быть может, превосходством в красоте тона. Однако одобрение толпы отметило меня, так что в состязании я отнюдь не был побежден».

Рассказ характеризует скромность великого артиста. Как признают современники, Лафон вынужден был уступить ему пальму первенства. Это явилось победой артистизма нового типа над канонами старой скрипичной школы.

(стр.42)

http://s1.uploads.ru/t/v9DpS.jpg

0

63

О тюрьме

nk Стендалю принадлежит сомнительная честь быть первым, кто ввел в литературу легенду, которая преследовала Паганини до конца жизни. Описывая впечатление от игры Паганини на одном из интимных вечеров в миланском салоне, он рассказывает: «Паганини, лучший скрипач Италии и, может быть, всего мира, — в настоящее время молодой человек тридцати пяти лет (Паганини было в это время сорок два года. — И. Я.), с чёрными пронизывающими глазами и густой шевелюрой. Эта пылкая душа достигла своего высокого таланта не восемью
годами терпения и консерватории, но благодаря заблуждениям любви, которая, говорят, бросила его в тюрьму на долгие годы. Одинокий и покинутый, в тюрьме, которая могла кончиться эшафотом, он имел при себе в оковах одну лишь скрипку. Он научился выражать свою душу звуками; долгие вечера неволи дали ему время усовершенствоваться в этом языке».

Прочитав эти строки, возмущенный Паганини писал своему другу Джерми: «Ты найдешь здесь копию статьи, безрассудно включенной Стендалем в Париже в его «Жизнь Россини». Подобные абсурдные утверждения дают право с присущей тебе проницательностью написать специальную статью, которая своевременно покажет всю неосновательность этих бредовых сведений и пресечет неуместные разговоры в публике, которые могут возникнуть после прочтения упомянутой статьи».

Джерми исполнил эту просьбу, и позднее Паганини с благодарностью писал: «Твое письмо о клевете автора «Жизни Россини» произвело фурор в Венеции и вызвало ликование среди моих друзей».

(стр. 40-41)

0

64

http://s1.uploads.ru/t/Q4tux.jpg

0

65

Стендаль о Паганини

nk Среди прочих литературных знакомств Паганини — Стендаль. Постоянный посетитель миланских салонов, где бывал и Паганини, Стендаль оставил меткие характеристики своего знаменитого современника. Еще в 1814 году, услышав его игру в Венеции, Стендаль писал: «Генуэзец Паганини является, по-моему, первым скрипачом Италии; у него необычайная мягкость тона; он играет концерты столь же незначительные, как и те, что заставляют зевать в Париже, но за него всегда говорит его мягкость. Я особенно люблю слушать, как он играет ва-
риации на четвертой струне. Впрочем, этому генуэзцу всего тридцать два года. Быть может, со временем он станет играть что-нибудь получше концертов; быть может, у него хватит здравого смысла и он поймет, что лучше сыграть прекрасную мелодию Моцарта».

Но уже спустя десять лет Стендаль пишет: «Паганини научился выражать свою душу звуками».

(стр. 40)

http://s1.uploads.ru/t/1EcYP.jpg

0

66

О "Венецианском карнавале"

nk В октябре 1816 года Паганини возвратился из Триеста в Венецию. Артист часто посещал «город каналов». Его привлекали шумная и праздничная жизнь Венеции, постоянно звучавшая на улицах музыка, живописные группы бродячих музыкантов, исполнявших завлекательные песенки, полные лукавства и страсти. «Некоторые компанией аккомпанировали одному или двум голосам; иной раз это были просто голос с гитарой, а то и с двумя, тремя гитарами. Нельзя удивляться, поистине, если здесь в общем не замечают уличной музыки; она на каждом
углу — от нее оглохнешь».

Паганини вместе с друзьями принимал участие в красочных венецианских карнавалах и маскарадах с их веселыми буффонадами и арлекинадами, импровизированными остротами и каламбурами. В венецианских театрах ему раскрылся гротескный и фантастический мир комедий Карло Гоцци. Своеобразный музыкальный быт Венеции, городской песенный фольклор, богатый напевными канцонами, баркаролами, «гондольерами», зажигательные ритмы венецианского танца «форлана» оказали влияние на творчество Паганини. Музыкальные образы этого города он запечатлел в своем «Венецианском карнавале» — веренице причудливых вариаций, написанных на мотив популярной венецианской канцонетты «О мама, мама дорогая», в ряде
гитарных пьес.

http://s1.uploads.ru/t/Fw0nI.jpg

0

67

О "любви" критиков и "музыкально необразованных слушателей" к Паганини

В Венеции в это время гастролировал знаменитый немецкий скрипач Людвиг Шпор. Его певучая игра, полная достоинства, величия и возвышенной патетики, пользовалась успехом у поклонников классической методы. Паганини с интересом посещал его концерты, отдавая должное мастерству этого большого артиста, хотя и чуждого ему по своим художественным устремлениям.

17 октября Шпор записывает в своем дневнике: «Вчера Паганини возвратился из Триеста в Венецию и, как видно, изменил свой план путешествия в Вену. Сегоднярано утром он посетил меня и, таким образом, я наконец имел случай лично познакомиться с этим легендарным человеком, о котором, с тех пор как я переехал границу Италии, мне рассказывают ежедневно самые невероятные вещи. Им восхищается вся Италия. Несмотря на то, что концерты инструменталистов посещаются публикой не особенно охотно, он их дает десятками, дюжинами при
полных сборах. Осведомляешься, чем же, собственно, он очаровывает публику? От людей музыкально необразованных получаешь самые восторженные отзывы о нем: «Маг и волшебник» — иначе его не называют. «Звуки, которые он извлекает из скрипки, никогда не были воспроизводимы».

Специалисты же и люди музыкально образованные, не отрицая удивительной ловкости его левойруки в пассажах, двойных нотах и в прочем, утверждают, что именно то, чем он удивляет публику, унижает его, низводит на уровень шарлатана и никоим образом не компенсирует недостатки, а именно: отсутствие большого, широкого тона и музыкально развитого вкуса при исполнении кантилены. То, что пленяет в его игре итальянскую публику и порабощает ее, что дает ему эпитет «недосягаемого», фигурирующий под его портретами, выставленными в витринах, после более или менее подробных расспросов оказывается не чем иным, как рядом «прелестей», которыми за много лет до него восхищал наших бабушек, разъезжая по провинциальным городам Германии, наш соотечественник Шеллер. Это искусственные флажолеты, вариации на одной струне (чтобы произвести большее впечатление, он снимал со скрипки три струны), известного рода пиццикато левой рукой и многие противоречащие природе инструмента звуки: фагота, голоса старой бабы и тому подобные фокусы»

Однако Шпор, сам большой музыкант и артист, понимал, что одной технической ловкостью и фокусами нельзя так завоевать аудиторию, и, заканчивая свою запись, замечает: «Мне хотелось бы послушать Паганини тем более, что столь популярный исполнитель, с таким громким именем, должен иметь заслуги более достойные внимания, чем вышеупомянутый виртуоз».

22 октября, спустя два дня после своего концерта, Шпор продолжает свои записи: «Сегодня рано утром Паганини зашел ко мне с целью сказать мне много лестного о моей игре и данном мною концерте. Я, в свою очередь, попросил его сыграть мне что-нибудь, так как не слышал еще его игры; многие из присутствовавших любителей музыки также присоединились к моей просьбе. Он же наотрез отказался играть, отговорившись тем, что, вследствие падения, у него болит рука и это не позволяет ему исполнить мою просьбу. Спустя некоторое время, когда
мы остались одни, я еще раз убедительно просил его сыграть мне что-нибудь. Он снова отказался... Таким образом, мне пришлось уехать отсюда, не услышав игры мага, волшебника Паганини».

Отмечая небывалый успех Паганини у широкой массы «музыкально необразованных» слушателей. Шпор подчеркивает, что часть публики, состоявшая из «специалистов», критически относилась или вообще отвергала искусство Паганини, низводя его до простого шарлатанства. Разделение Шпором публики на «музыкально необразованных» и «специалистов» неопровержимо показывает, к какой аудитории обращалось молодое романтическое искусство.

http://s4.uploads.ru/t/FBSxD.jpg

(стр. 46)

0

68

Москвичи могут увидеть 7 декабря в 21.00  в кинотеатре "Факел"
Шоссе Энтузиастов 15\16
документальный фильм  режиссера Марии Раздорской «Паганини. Игра с судьбой»

Из анонса:
Николо Паганини. Демон для музыкантов и ангел для женщин. Человек, чей талант превысил веру в Бога, музыкант, ради славы отрекшийся от Церкви.
Все это он: Паганини - легенда, Паганини - миф, Паганини – первый, кто оценил рекламу и заставил свой имидж «работать» на себя не хуже скрипки.
Впервые в фильме буду прочитаны письма самого Маэстро, а итальянские биографы расскажут правду о музыканте.

После показа состоится дискуссия с участием режиссера и представителей съемочной команды.

Вход на показ - бесплатный.

0

69

Берёза написал(а):

ради славы отрекшийся от Церкви.

...ради СЛАВЫ??? Ерунда какая...

Девчат, кто сможет - посмотрите! Расскажете нам потом?

0

70

Просто поразительно как они похожи. o.O
Спасибо за интересную информацию!  Вот если бы я не увлеклась и не почитала бы. Да, всему у нас в жизни свое место и свой час)))

0

71

Девочки, я тут статейку о нем нашла ))

PAGANINI AS DEALER( спекулянт)AND COLLECTOR

Our knowledge of the day-to-day activities of past musical and literary figures is generally remote. Small shafts of light are revealed by diligent searching. The Lord Chamberlain’s records on 3 September 1674 reveal an order to pay £24 to two musicians of His Majesty for two violins bought for them for His Majesty’s Service in the Chapel Royal. In the bill, signed by Henry Purcell, no mention is made of the makers of these instruments. Henry Purcell it would appear was something of a Jack-of-all-trades, undertaking tasks from the maintenance of wind and string instruments to engaging and the supervision of trade and craftsmen. His role as one of the greatest early composers is not given mention. In April 1662 John Banister, one of the best English violinists of his day is recorded as having purchased two Cremonese violins for the King’s service; again no mention of the makers of these instruments. How tantalising all this is. By Paganini’s time not much had changed. It is mainly through letters that we glean most about Paganini’s other activities, his dealing in instruments and general trading. He was a shrewd businessman with an obsession to provide sufficient for his retirement and his family’s future. His procuring in 1833 of a Barony that would pass to his son Achilles was part of the overall scheme.
Paganini’s lifetime dealings in instruments and bows is further evidence of his obsession for wealth, although, like all connoisseurs, his impeccable eye for quality stands out in the inventory of the instruments in his estate after he died. His knowledge of instruments and the trade must have been considerable, but little to substantiate this has come down to us except this inventory, which included seven Stradivarius’ (three violins, two violas and two cellos), three del Gesu violins and seven others, all the finest of Cremonese and Brescian schools.
The maestro’s friends in the making and dealing profession were considerable and far flung, from Nikolaus Savicki, a Pole working in Vienna, to Joannes Valenzano in Trieste. On the one hand he praises Savicki for his skill as a maker and for fitting a new fingerboard to his own violin in a manner beyond reproach. On the other, he complains that Valenzano makes a lot of money; having charged Signor Samengo 45 florins just to change the nut on his Strad. A letter from Paganini to his friend Luigi Germi, written from Milan in 1823, gives a refreshing insight into the everyday goings on in the Mantegazza workshop. Paganini was friend enough to be allowed the other side of the counter. An extract from this letter dated 18 June l823 contains the following:1
Your Guarneri had a superb reception in Milan, and Mantegazza is taking extraordinary pains with it. There’s a piece in the belly that’s badly made of the poorest wood: now this has been changed and I hope it will be an astonishing success. Your Amati is not an Amati but a Cappa of Saluzzo. Pugnani changed all Cappa’s labels to Amati and you won’t find Cappa violins with his name. But yours is a Cappa and one of the most beautiful I’ve seen. Mantegazza has never taken such a violin apart. Your violins and viola, as well as my cello, have been examined by the celebrated, and only intelligent, connoisseur Signor Zonabuoni (sic) and his judgement is sacred. Your viola is a Gasparo da Salo. My cello is very beautiful and is a Stradivari made by his assistant Bergonzi - in short, a Strad out of his workshop.
This letter reflects a great pride in ownership and the satisfaction of having his own views confirmed by the “experts”. A natural sense of excitement is also evident in passing the good news to Germi, his close friend and advocate. It is more than conjecture to assume Paganini would also have known the Guadagnini family, as J. B. Guadagnini was a close associate of Francesco Mantegazza. Guadagnini’s work was by now receiving its due acclaim, his early work from the Piancenza period being on a par with Stradivari himself. It is certain that Paganini’s eye for quality and business would not having missed this. In the same way that he ordered a quantity of bows made to his own specification from Mantegazza to be sent to his friend Germi in Genoa for sale there. Because of illness, Paganini’s finances were at a low ebb so that a little dealing came in useful. This was before his grand tours abroad which eventually brought him so much wealth. In 1834 he is found praising the steel bows of J. B. Vuillaume and highly recommending them, stating that they are infinitely preferable and far superior to wooden ones. (As far as is known he does not bear this out by using one himself).
Paganini in the role of a dealer pure and simple is shown in purchases he made in 1840, the year he died: two Stradivarius’, one costing 95 Louis which he said he would let Count de Cessole have for 4,500 Fr. Although if he took it to Paris he could demand 5,000 Fr. This last remark has more than a familiar ring about it. Even at the end of his life he was contemplating becoming a dealer and spies in most countries with instructions to purchase only instruments in very good condition and “for God’s sake not to talk to him of repaired violins with visible cracks, but to negotiate for good violins only that haven’t given at the bridge”.
It was from the Gagliano family business that Paganini purchased his strings: it is recorded that he always requested them to be of the thinnest gauge, with a postscript asking that they be thinner if possible. This obsession for thin strings was for a specific purpose. Only by using such strings could scordatura become a working proposition. It is well known that he was accustomed to using this device on many occasions.
While everything of importance has been recorded in many biographies, some good and some mischievous, it is well to reflect on the day to day happenings in the life of such an enigmatic personality as Nicolo Paganini. It is to be hoped this short homily will make a small contribution in that direction.
1 Geraldine de Courcy: Paganini the Genoese (Norman, Oklahoma, 1957/1977)
Published in The Strad Magazine Vol. 93 No. 1110 Oct. 1982

Отредактировано Anastasiya (15.12.2012 14:01)

0

72

Берёза написал(а):

Москвичи могут увидеть 7 декабря в 21.00  в кинотеатре "Факел"
Шоссе Энтузиастов 15\16
документальный фильм  режиссера Марии Раздорской «Паганини. Игра с судьбой»

Блин, я бы пошла, несмотря ни на что! мне интересно, все, что касается музыки! и почему в нашем городе такое не проводится?! Наверно, потому что маленький и технический. А был кто-то на его показе?

0

73

короткий мульт про НП :)
http://www.metacafe.com/watch/9308394/

+3

74

)))прям как наш)))....

0

75

ну! :)

0

76

Берёза, ты- прелесть!  [взломанный сайт]

0

77

а я то что? Это нарисовал мой хороший знакомый - Слава Ушаков. Он еще известен по клипу "Харумамбару" и по полнометражке "Белка и Стрелка".
а я всего лишь копи-пэйст :)
но подумываю, подумываю про мульт о нашем Д :)

0

78

Берёза написал(а):

но подумываю, подумываю про мульт о нашем Д

Оооооо! Это интересно! Ждём с нетерпением!

0

79

а я то что? Это нарисовал мой хороший знакомый - Слава Ушаков. Он еще известен по клипу "Харумамбару" и по полнометражке "Белка и Стрелка".

)))))) О!  Славе Ушакову респект и уважуха в огромном размере!)))))))))))

0

80

http://www.facebook.com/photo.php?fbid= … mp;theater

http://sphotos-g.ak.fbcdn.net/hphotos-ak-prn1/552120_402991136435509_1949821101_n.jpg

0


Вы здесь » DAVID GARRETT RUSSIAN FORUM » Классические музыканты » Никколо Паганини