http://www.mz-web.de/kultur/mz-serie-is … t--6771414
ВНИМАНИЕ! КОПИРОВАНИЕ И ПЕРЕПОСТ ПЕРЕВОДОВ НА ДРУГИЕ РЕСУРСЫ ТОЛЬКО С СОГЛАСИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ФОРУМА!
Наверное, Йоханнес Брамс удивился бы такому количеству обнажёнки в лице виртуозного скрипача, который фотографируется с полуобнажённым телом и Страдивари. Который не видит различия между так называемыми высокой- и поп-культурами: в апреле он солирует в знаменитом скрипичном концерте Брамса ре-мажор, опус 77, а в мае — исполняет поп-классик-версию «Cry Me A River“ Джастина Тимберлейка.
Дэвид Гэрретт — это рок-звезда среди классиков. И невероятно популярен. Как Йозеф Йоахим (Joseph Joachim, венгеро-австрийский скрипач, дирижёр и композитор) в своё время. Именно ему Брамс посвятил свой единственный скрипичный концерт (написан в 1874 и 1878гг.). Скрипач был вундеркиндом, так же как и в 1980г. рождённый в Аахене Гэрретт. Вот только вряд ли Йоахим рекламировал свою музыку посредством голой груди. Как и индустрия 21 века (или такие музыканты, как Дэвид Гэрретт) рекламирует классическую музыку — красивым телом. И: с успехом. Проживающий в Нью-Йорке и Берлине музыкант получил в ноябре «золото» за 100 000 проданных кроссовер-альбомов «Music“.
Классическая музыка переживает в данный момент прямо-таки настоящий бум. Особенно предпочтительны живые выступления. Это по результатам проведённых исследований «Ассоциация исследования потребительского спроса».
Невероятно, но факт: немцы идут охотнее на концерты классической музыки, на оперу или оперетту, чем на рок-или поп-концерты или мюзиклы. В прошлом году было продано билетов на классику, оперу и оперетту на сумму 823 миллиона евро. Это на 201 миллион (или 32%) больше по сравнению с 2009 годом. Общий объём классического сегмента (от общего музыкально рынка) возрос с 27% до 30%. Классическа музыка, согласно исследованиям, «ещё никогда не была на таком высоком уровне, как в 2011 году».
И это несмотря на повышение цен на билеты. «Ассоциация исследований» показывает, что средняя цена билетов на классические концерты возросла с 23,61 евро до 31,73евро. И всё равно эта цена намного ниже, чем цена на билет на рок-концерт (в среднем 36,50евро) или на мюзикл (в среднем 60,93евро).
Один из секретов успеха: классическую музыку продают как «событие» (Event). При этом в центре внимания находится не само искусство, а непосредственно неповторимое, единственное в своём роде переживание (приключение, опыт) зрителя. Растущее число зрителей говорит о том, что классика из составной части элитарной группы превращается в массовость. Многие рекламные ролики не обходятся сегодня без музыки Шуберта, Шумана или Эрика Сати. А так же в торговых центрах рассчитано на стимулирующее действие классики. Особенно в это созерцательное предрождественское время из многих домов доносилось: «Поставь Баха!»
За такой классический ажиотаж прежде всего надо благодарить находчивых боссов муз. компаний. На протяжении нескольких лет музыкальные менеджеры работают над привлечением «нормальной», а в особенности молодой, публики к этому жанру. В первую очередь рекламные стратегии стараются стереть границы. С помощью таких музыкантов, как Гэрретт, которые преодолевают жанровые границы. Или как Анна Нетребко. Или пианист Ланг Ланг, которых знают не только поклонники классики. Классическая музыка должна стать ещё более потребительской: музыкальное издание «Erlebnis Klassik“, представляемое в данный момент женским журналом «Brigitte“, в ожидании новых альбомов под названиями «Кулинарное удовольствие» и «Энергетик». Церемонии награждения «Эхо Классик» стилизуются под медийные события и транслируются по ТВ в высоко-глянцевом формате. Где классические произведения представляются отрывочно. И перед камерами имеют право появляться не обязательно высокоодарённые, а просто привлекательные музыканты. Модельные данные вместо виртузности? Попытка упростить путь к классике имеет свою цену. Похоже, что на сегодняшний день искусство не может обойтисть без коммерции.
По этим причинам «серьёзный» музыкальный мир презирает «Эхо Классик». Большая часть награждённых никогда не забирала свой трофей. Влияют ли такие мероприятия негативно на искусство? Угрожают ли они классической культуре?
Эти часто задаваемые поклонниками классики вопросы выявляют, что до сих пор идёт разграничение на высокую и развлекательную культуры. Классика, так называемая «серьёзная музыка», воспринимается как искусство постоянной ценности, в то время как захватывающие шоу имеют мимолётную природу. Вместо наслаждения искусством здесь на первый план выносится простое удовольствие. Но часто забывается, что некоторые произведения классического репертуара в своё время были ничем иным, как чисто развлекательной музыкой.
В дополнение ко всему этому хит-альбомы таких как Дэвид Гэрретт не дают возможности появления других, менее популярных продукций. «Самый продаваемый альбом не является самым лучшим. Но эти бестселлеры обеспечивают музыкальным компаниям возможность выпускать и другие альбомы — такие, которые их никогда бы не озолотили», говорит Михаэль Кауфманн, директор «Курт Вайли» фестиваля и член жюри «Эхо Классик».
Кроме этого существуют и другие, возможно более приемлемые, медийные способы для привнесения классики в массы. Канал культуры «ARTE“ подал пример этим летом: стартовал первое оперное кастинг-шоу на немецком ТВ. В программе «Open Opera“ экспертное жюри выбирало подходящую «Кармен» для инсценировки Фолькера Шлёндорфа. Уважительно. Со знанием дела. И без наготы.