Вторая часть перевода фильма про Иду:
ВНИМАНИЕ! КОПИРОВАНИЕ И ПЕРЕПОСТ ПЕРЕВОДОВ НА ДРУГИЕ РЕСУРСЫ ТОЛЬКО С СОГЛАСИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ФОРУМА!
23.45 - Я знаю, что люди ожидают промахи. Они приходят на концерт и говорят: «Может ли она все еще делать это?» Они ожидают неудачу. Некоторые возликуют, если это со мной произойдёт, определённо, некоторые посочувствуют. Или же просто приходят увидеть чудачку.
24.50 (После концерта Ида уходит с сцены вместе с музыкантами оркестра)
- Спасибо! Большое спасибо!
- Это вам спасибо! (Ида пытается сказать пару слов по-японски) Я хочу сказать Вам кое-что наедине. Очень тихо, с глазу на глаз. Очень очень расстроена. Мне очень проблематично это перебороть. (Играет несколько нот на скрипке). Вот это хорошо? Очень хорошо? (потом скрипка выдаёт скрипящий звук) Вот.
- Да, да. Я слышу. Можно я посмотрю.
- Пожалуйста. Это ужасно. Что это?
- Давно у Вас эта проблема?
- Года полтора. Мне приходиться следить за каждым шагом своей игры. Я не чувстувую себя свободно, потому что я всё время это ощущаю (ощущает/осознаёт присутствие дефекта звука). А люди думают, что это я фальшивлю. Вы слышите?
- Да, да, конечно!
- Вы слышите? Это неправильно!
- Я не уверен, но у меня есть одно соображение.
(Ида вновь пробует сыграть несколько нот)
- Вот опять… А тут чисто. Вот здесь немного…(Ида смущенно улыбается)
- Проблема. Проблема. Вы можете представить какая у меня происходит борьба , чтобы и выступать, и игнорировать это? А я ощущаю это (дефект) всё время. Мне приходиться избегать определённые области. Невероятно! Невероятно! Это разрушает меня.
27.25 (Ида смотрит в окно из номера отеля)
В молодости я совсем не считала себя привлекательной. И если я оказывалась в компании молодой привлекательной женщины, то они (полагаю, окружающие) сосредотачивались, тянулись именно к ней. А я как-бы оставалась в стороне, потому что я скрипачка. И кто ж говорит, что Ида Гендель – женщина! (смеётся) Так что не только мой отец считал меня инструментом. Он уже и не помнил, но так было. Может я до сих пор жду, что приедет принц на белом коне и моментально покорит меня, и не будет , знаете ли, меня бояться.
(Говорит по телефону)
- Ты знаешь, Алисия, есть еще одна вещь. Относительно Декки... Пожалуйста, пожалуйста, в следующий раз поговори с ними. Скажи им , что надо много гулять. Ей надо двигаться. Ты же знаешь, что питание тоже важно - то, что она ест. Но для неё очень важно много гулять. Иначе она растолстеет и сама знаешь что. Не мне тебе говорить. Ок.
(Ида едет в такси).
- Я всегда любила лица, такие, как у моей сестры. У нее прекрасное лицо.
- А в чем разница?
- В чем разница? Большая разница! Точеные черты лица, восточнославянский тип, маленький изящный носик, аккуратные зубы. У нее прекрасное лицо. Люди говорят, что она похожа на… знаете, я не видела еще никого, подобного моей сестре, ни одного человека!
- Хотели бы Вы иметь такое же лицо?
- Конечно! На 100% уверена. Я бы тогда покорила весь мир. С моей игрой на скрипке и ее лицом! Ха! Но в мире не бывает совершенства. Это правда. Все ищут совершенство, но не находят его.
- Вы считаете, что не покорили мир?
- Аммм… Нет! Нет.
31.30
- Мой отец оказывал на меня огромное влияние, потому что он всегда был в курсе всего.Он был таким наблюдательным . И этому я у него инстинктивно научилась. В молодости, он всегда был недоволен моей игрой. Он говорил: «Это же не передаёт мне посыла. Слишком сжато (ограниченно). Это не..... Говори со мной» И я думала, что мой отец сошёл с ума и говорила: «О каком посыле ты говоришь?!» Музыка красивая. Просто надо играть технически идеально. После этого, намного-намного позже, я поняла, что всё это структура и каждое предложение что-то значит. Он был гением с любой точки зрения.
32.35 (В доме Иды в Майами)
- Да, Фредди, любовь моя. Я в Майами. Я могу встретиться с маленькой Деккой? Когда? Десять минут? Пятнадцать? Десять? Очень хорошо, Фредди! Увидимся через десять минут. Спасибо!
(Ида едет к своему знакомому, Фредди, которому оставляет на передержку свою собачку Декку)
- Кто там?
- Это я, Фредди!
- Ида Гендель? (К Иде выбегает собачка)
- Моя милая! Привет! Декка! Декка! (Ида с Деккой возвращаются домой)
- Я люблю… я люблю мою красавицу. Я люблю мое маленькое сокровище, о, Боже! Посмотрите, такое впечатление, что ей совсем не давали пить воды…
Я очень избирательна. У меня очень, очень высокие стандарты по отношению к мужчинам. И это не означает, что я не нашла того, кто бы отвечал им. Я нашла. Я считала его абсолютно идеальным. Я не могла найти у этого человека ни одного недостатка. Это был Челибидаке. Я не нашла у него никакого изъяна. Он отвечал всем тем запросам, которые я ставила перед человеком, каким он должен быть. Не обязательно это были мужские качества, он был необычайно веселым и с потрясающим чувством юмора, но культурным. И гениальным. Так сказать, «персона». И этим все сказано.
(Ида рассматривает старые фотографии)
Позвольте мне показать вам некоторые фотографии… Я думаю, я увидела это в газете и обратила внимание на акценты, подмеченные этими снимками во время его дирижирования. В этом – весь Челибидаке, ведущий дирижер Берлинской филармонии. Он устрашающий! Ха-ха-ха! Дикий! Он выглядит, как дикий мужчина здесь.
(Ида читает из книги)
… Артистическое сотрудничество между Челибидаке и его подопечными обретает бессмертие в уникальных записях. Вместе они записывали в 1953 году скрипичный концерт Брамса. «Она», - говорил Челибидаке, - «грандиозный музыкант и замечательная скрипачка. Болтушка, но абсолютно безбашенная. И несчастливая в любви». (Ида пожимает плечами) Я понятия не имею, о чем он говорит. (Продолжает читать) «… она плачет больше, чем играет. (Ида улыбается) Эта женщина – словно растение-хищник». Это величайшая ложь! А это – он со своей девушкой. Она повсюду сопровождала его.
(Ида включает запись скрипичного концерта 1943 года. Слушает, погрузившись в воспоминания. Затем идет в гардеробную)
- Давай найдем самое легкое… Вот одни из самых легких, кажется. Декка, что мне делать? Ты можешь помочь мне поухаживать за моими пальто? Это двухцветное… Я возьму другое. Вот. Прекрасный мех. Хорошо! Решено, я выбираю это.
(Ида собирает чемодан)
- Вся эта обувь… Теперь каждый может сказать, что я любительница обуви. Так, еще обувь. И корм для Декки. Косметичка, и – все.
(Ида летит в самолете, кормит собачку колбасой из бортового питания. В аэропорту выпускает собаку из транспортировочной сумки)
- Вот так, Декка, вылезай, вылезай из темницы! Очень хорошо!
(Ида с собакой идут по аэропорту Кливленда. Собака скачет, скользит по полированному полу и падает на спину)
- О, Боже! Крошка моя!
(Ида выходит на улицу)
- И где же встречающие от организаторов?
(Ида едет в машине)
- Моя карьера достигла своего пика благодаря дирижёрам, которые меня постоянно приглашали. Фон Байнем, Вудден-Вайбни, Бернард Хайтинг, конечно же, Челибидаке, Кублик, Зубин Мета, Саймон Раттл. Все они хотели работать со мной. Внезапно картина поменялась. Я верю, что это не имеет отношения к моей игре, но некоторые дирижеры хотят работать с молодыми, хотят видеть новые лица. Невзирая на то, хорошо это или плохо. Новые и молодые, новые и молодые. В жизни уже были некоторые из таких «новых и молодых». И они полные бездари. Почему они не исследуют то, что уже есть?
(Ида репетирует на сцене, затем заходит в гримерку и начинает там раздавать автографы)
- Что я должна сделать для фотографии? Может быть, залезть в ванну? (Ида с непроницаемым видом позирует для фотографа).
- Это же Страд, да?
- Да.
- 1690-то какого-то?
- Да. 96-ого (проигрывает ноты) Видите?
-Это только на открытой «ля»?
-Да. Но так не должно быть. Вот, видите? (опять проиграет ноты)
-А это вы играете «ре».(смотрит на постановку пальцев на грифе)
-Почему так происходит? Мне приходится всё время внимательно за этим следить. Вы поняли? Есть какие-нибудь объяснения?
- Иногда такое естественно на «до». Это небольшой вольфтон. Знаете, как у виолончели?
-У меня раньше такого не было.
-Да, я знаю. Виолончели – это большая проблема, скрипка – маленькая проблема.
-Да, но вы сталкивались с этим раньше?
-Я слышал такое у скрипок, но это встречается не очень часто.
-Тогда, что это?
-Сложно объяснить. Вольфона образуются у скрипки....
-Это трещина?
-....внутри. Это не трещина.
-Но это звучит, как трещина.
-Да.
-Звук не ровный.(проигрывает ноты) Это так угнетает. Так угнетает. Некоторые скажут «Оо, это возраст. Она не в состоянии справляться с этим на прежнем уровне.» Поверьте, ко мне это не относится.
-Вы же знаете ответ на это.
-Да. Я то знаю, а другие люди? Потому что первое, что возникает у людей, кому уже не 20, проблемы с предплечьем (между запястьем и логтем). Но не у меня.
(Ида у себя дома)
- Я получила очень большую известность и признательность. Так что, я совсем не одинока. Очень много интеллектуалов, которые признают то, что я делаю, среди публики, среди ведущих скрипачей. Поэтому я не одна, нет, я чувствую поддержку своих почитателей, своих коллег. И это абсолютно замечательно! Есть несколько критиков, возможно, не много, но они в меньшинстве. Но нет, нет и нет! Я не одинока!
(Ида гуляет с собачкой)
- Хорошо, Декка! Достаточно! Хорошая девочка! Идем!
(В доме у скрипичного мастера)
- Ступеньки очень высокие для Декки. О! Что такое, что случилось?
- Это одна из пары часто встречающихся проблем у скрипок. Если подставка для струн очень низкая, то, послушайте, она резонирует при вибрации струны. В этих случаях я делаю одну вещь, необычную для скрипок. Я прижимаю ее к себе вот так.
- Вы полностью отдаете себе отчет в том, что Вы делаете?
- Конечно!
- У Вас должна быть на всякий случай на замену другая Страдивари.
- Вот, послушайте, какой звук! Я хочу проэкспериментировать и немного приподнять подставку для струн.
- Но это же не нанесет ей никакого вреда, верно?
- В скрипках все меняется. Это всего лишь замена подставки для струн.
- Ну, хорошо.
- Это не проблема. Это всего лишь попытка исправить ситуацию.
- Вы подождете внизу?
- Нет! Я никогда не оставляю ее одну. Это алюминиевая струна. Возможно, со скрипкой ничего и не случилось. (Ида играет на скрипке после коррекции) Да, возможно, это немного лучше.
- А если Вы сыграете немного тише…
50.15 (Вспоминает Сэр Иэн Хантер)
- Возможно она и бывает одинока иногда, когда путешествует по миру одна. Но с другой стороны, когда она в своём гостиничном номере в Гонконге, то между ней и одиночеством у неё всегда есть её скрипка.
(Ида у себя дома играет с собакой)
- Давай, давай неси это мне! А теперь лови! Вот, это и называется счастьем. В следующем месяце я еду в Лондон. А затем, в мае, я возвращаюсь в Японию, играть на фестивале Мата Архари. И в июне я возвращаюсь в Лондон, тоже выступать. А потом поеду в Санкт-Петербург. В августе я планирую небольшой отдых, хочу побывать в Израиле. В следующем году меня ожидают Австралия, Новая Зеландия, может быть, Дальний Восток. Но вначале надо дожить до конца зимы.
Редактура - suahili