Очень сбалансированная и профессиональная рецензия на диск.
----------------
Полный экстаз
http://www.david-garrett.info/index.php?lang=eng
01.06.2008
ВНИМАНИЕ! КОПИРОВАНИЕ И ЦИТИРОВАНИЕ ПЕРЕВОДОВ НА ДРУГИЕ РЕСУРСЫ КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНЫ! ТОЛЬКО РЕПОСТ ПОСРЕДСТВОМ ФУНКЦИИ "ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ.СЕТЯХ" В САМОМ НИЗУ ЭТОЙ СТРАНИЦЫ!
П.И.Чайковский (1840-1893)
Концерт для скрипки с оркестром в ре мажоре ор.35 (1878) [35.38]
Ж.Конюс (1869-1942)
Концерт для скрипки с оркестром в ми миноре (1898) [22.57]
Дэвид Гарретт (скрипка)
Российский национальный оркестр/ Михаил Плетнев
Москва, Большой зал Московской консерватории, октябрь 1997
Deutsche Grammophon 4714282 [58.46]
Эта запись была выпущена в ноябре 2001 и доступна на CD и в формате MP3 на сайте Deutsche Grammophon. Я не помню, чтобы тогда было много шума по этому поводу помимо того, что в определенных кругах Дэвида Гарретта стали называть Дэвидом Бекхэмом классической музыки. Томные фотографии в буклете никак не способствуют тому, чтобы развеять этот образ. Несмотря на поломку своей ценной скрипки в результате недавнего злосчастного падения в Барбикан-центре, после чего The Guardian назвал его "неуклюжим болваном", этот скрипач проделал большой путь с тех пор.
Вундеркинд Гарретт выступал сольно с 9 лет и вскоре стал заманчивым предложением для именитых дирижеров и оркестров, выпустив свой первый диск в 13 лет. Ему было около 17, когда был записан Чайковский/Конюс. Изолированность, ставшая результатом сольной карьеры, спровоцировала кризис в жизни Гарретта вскоре после этой записи, но я рад видеть, как он теперь строит нормальную, здоровую международную карьеру как солист и как камерный музыкант, гастролируя по всему миру.
Игра Дэвида Гарретта на этом альбоме великолепна во всех отношениях. Чистота интонирования в верхних регистрах доставляет истинное наслаждение, нежность тихих пассажей имеет свои уязвимые, но преодолимые стороны, хотя они рискуют прозвучать конфронтационно, если передаваемая эмоция музыки сведется к легкой комфортности. На том этапе карьеры в его распоряжении находилась знаменитая скрипка San Lorenzo. Яркость и качество звучания инструмента очень подходят искреннему исполнению молодого артиста. Его вибрато, яркое и стремительное, мне нравится больше, чем медленный, корявый вариант исполнения. Однако местами оно принимает у него такой размах, что звучит немного настойчиво, хотя во многом это дело вкуса. Но основной недостаток состоит в том, что общей картине исполнения недостает подлинного восторга. Некоторые оркестровые пассажи звучат на удивление равнодушно. Темп первой части определен как Allegro moderato (умеренно скоро - прим.пер.), но мне показалось, что "moderato" не дали второго шанса.
Корни предков Гарретта уходят в Россию, поэтому нельзя отрицать его эмоциональной связи с музыкой. В буклете он описывает свои чувства и ощущения от выступления в Большом зал Московской консерватории. Этот опыт определенно произвел на него глубокое впечатление. Canzonetta исполнена с тонким, поэтическим чувством, а страсть, которой немного не хватило в первой части, ясно присутствует в Finale. По сравнению с другими исполнителями игра Гарретта менее глубока, на сцене его интонирование и артикуляция звучат более облегченно, почти по-женски. Но мне это более близко, чем манерные попытки хриплого скрежета, которые, если проводить параллели с балетом, похожи на исполнение "Лебединого озера" со всеми присущими французской манере изяществами и стилистическими элементами. Что я хочу этим сказать: "русскость" музыки - не всегда главный посыл, который надо донести, по крайней мере, не для солиста.
Я не был знаком с творчеством композитора Жюля Конюса. Его настоящее имя - Юлий Эдуардович Конюс - выдает русские корни. Несмотря на то, что он был рожден в Москве, его родители имели французское и итальянское происхождение. Его концерт в ми миноре так же романтичен, как и Концерт Чайковского. Конюс использует схожие с Чайковским мелодические фигуры и оркестровую палитру красок и акцентов. Угадывается почерк и других композиторов - Дворжака и Рахманинова, например. У вас могут возникнуть другие ассоциации. Однако невзирая на такое влияние, Концерт не оставляет впечатление набора разрозненных элементов: в нем очевидна сила экспрессии, которую ясно и более чем убедительно передает и оркестр, и солист. Концерту не хватает только оригинальной темы, благодаря которой запоминаются выдающиеся концерты, мелодического "крючка", который превращает их в хит. Скорее всего, после первого прослушивания вы не сможете напеть какой-нибудь мотив, но я могу вас заверить, что вы вернетесь к нему снова, если романтические концерты вам по душе. В техническом отношении запись, конечно, великолепна, не считая небольшого снижения качества звучания перед каденцией по каким-то причинам.
Дизайн обложки интригует. У меня сложилось ощущение, что Гарретта били виолончелью, что не могло не оставить плачевные последствия как для самого инструмента, так и для левого плеча солиста. В постоянно расширяющемся мире записей скрипичного Концерта Чайковского конкуренция жесточайшая, и самое лучшее "уникальное торговое предложение" для этого диска по многим причинам и есть Концерт Конюса. С Российским национальным оркестром, на своей родной земле, в стенах великолепного по акустике Большого зала Московской консерватории, в хорошей форме и под управлением своего основателя Михаила Плетнева - такая запись отнюдь незаурядна. Хотя с этим же оркестром под управлением Кента Нагано Кристиан Тетцлафф записал отличный диск с Чайковским на лейбле Pentatone SACD. Может, юношеское исполнение Дэвида Гарретта и не стоит первым номером к прослушиванию, но если вы хотите услышать Конюса, Чайковский вас совсем не разочарует.
---------------------
P.S. Скринов буклета ни у кого не осталось? Очень интересно было бы посмотреть на эти "томные фото" и почитать его впечатления от выступления в Консерватории.