Dos solistas de buen gusto
http://elpais.com/diario/1999/01/19/cva … 50215.html
Два солиста с хорошим вкусом
Гонсало Баденес
19.01.1999
ВНИМАНИЕ! КОПИРОВАНИЕ И ЦИТИРОВАНИЕ ПЕРЕВОДОВ НА ДРУГИЕ РЕСУРСЫ КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНЫ! ТОЛЬКО РЕПОСТ ПОСРЕДСТВОМ ФУНКЦИИ "ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ.СЕТЯХ" В САМОМ НИЗУ ЭТОЙ СТРАНИЦЫ!
GONZALO BADENES
19 ENE 1999
Royal Philharmonic Obras de Brahms y Mahler. David Garrett, violín. Amanda Roocroft, soprano. Royal Philharmonic Orchestra. Director: Daniele Gatti. Palau de la Música, Sala Iturbi. Valencia, 17 enero 1999.Estaba previsto que Shlomo Mintz tocase el Concierto en Re de Brahms, pero los hados imprevisibles que siempre rondan estas ocasiones hicieron que la obra recayera sobre el joven violinista de origen alemán David Garrett. A sus 18 años, este discípulo de Ida Haendel ya ha tocado con los directores de mayor prestigio y no en vano su nombre se baraja como una de las promesas violinísticas del siglo XXI. Garrett posee los mimbres necesarios para con tomar la alternativa dentro del gran repertorio, siempre y cuando las características que hoy le adornan (fraseo expresivo, sonido redondo, técnica excelente en suma) se atemperen con la madurez del concepto musical. La versión del Concierto brahmsiano incidió en los aspectos más íntimos y tornasolados del Brahms liederístico, y desde esta perspectiva la interpretación de Garrett alcanzó resultados de innegable belleza en el canto instrumental. Su entrada en escena, luego de la exposición orquestal del primer allegro, dio que pensar acerca de su resistencia física frente a los retos temibles que plantea la extensa partitura. Pero, lejos de flaquear, Garrett supo encontrarle el pulso a la música, haciendo que ésta revelase toda su carga introspectiva en pasajes de absoluta recreación del fraseo. Los problemas, como era de suponer, afloraron con mayor claridad en el virtuosístico final de la obra. Con todo, la sangre no llegó al río. Falto de tensión El director, Daniele Gatti, manejó el tempo con una amplitud rayana en la morosidad y ello privó a este Concerto de su verdadera dimensión: el dinamismo rítmico aliado con la cantabilidad. Las cosas empeoraron en la Cuarta sinfonía de Mahler, pues en esta obra la tendencia a relajar la articulación fácilmente degenera en cursilería. En la coda del primer tiempo o el conjunto del tercero, Gatti no evitó el manifestarse relamido y falto de tensión interior. La tensión no va asociada a la de rapidez metronómica. Se puede llevar un tempo rápido, y falto de tensión, u otro en apariencia lento pero tenso en su interior. Gatti es de los directores (son casi la mayoría) que utilizan grandes volúmenes sonoros o crispados cambios de tempo para generar tensión. La sinfonía, bien llevada por la orquesta en lo tocante a exactitud de ataques, se iluminó al final con la voz de la soprano Amanda Roocroft. Bello timbre, poca rotundidad en el grave y volumen pequeño, son los rasgos de una voz manejada con inteligente fraseo y delicada expresión vocal. De ahí que la estrofa final de Das himmlische Leben casi rozara lo inefable. No fue éste un concierto de los que encienden al público, pero sirvió para conocer a dos jóvenes solistas de buen gusto artístico.* Este artículo apareció en la edición impresa del Martes, 19 de enero de 1999
Королевская филармония. Произведения Брамса и Малера. Дэвид Гарретт – скрипка. Аманда Рукрофт – сопрано. Королевский филармонический оркестр. Дирижер – Даниеле Гатти. Дворец музыки, зал Итурби. Валенсия, 17.01.1999
Концерт Брамса должен был играть Шломо Минц, но непредсказуемые повороты судьбы, которые всегда сопровождают подобного рода мероприятия, привели к тому, что исполнять это произведение пришлось молодому скрипачу немецкого происхождения Дэвиду Гарретту. В свои 18 лет этот ученик Иды Гендель уже играл с самыми известными дирижерами, и не напрасно его называют одним из самых многообещающих скрипачей 21 века. Он обладает необходимым стержнем, который позволяет ему исполнять альтернативные произведения в обширном классическом репертуаре, но при условии, что характеристики, которые сегодня ему раздаются (выразительная фразировка, круглый звук, прекрасная техника), подкрепятся зрелым пониманием музыки.
Его версия Концерта переливалась самыми интимными и яркими красками Брамса-песенника, и благодаря этому исполнение Гаррета приобрело неоспоримую красоту в плане инструментального звучания. Его вступление после оркестрового проигрыша в первой части Allegro навело на мысль о его физической выносливости, поскольку внушительная по размерам партитура является серьезным вызовом. Но Гаррет, и глазом не моргнув, смог нащупать музыкальный пульс и, легко фразируя сложные пассажи, заставил музыку проявить все ее внутреннее наполнение. Как и следовало ожидать, проблемы более явно проявились в виртуознейшем финале произведения. Кровь не вскипела. Не хватило нерва. Дирижер Даниеле Гатти дирижировал в темпе, граничащем с медлительностью, и это лишило концерт его истинного размаха – сочетания динамичного ритма с кантиленой.
Еще хуже дела пошли на Четвертой симфонии Малера, т.к. в этом произведении стремление ослабить артикуляцию сразу выливается в вульгарность. В коде первой части и на протяжении всей третьей Гатти не смог избежать шаблонного звучания, ему не хватило внутреннего напряжения. Напряжение не достигается метрономной скоростью. Можно играть быстро, но растерять весь нерв, а можно играть с первого взгляда медленно, но с внутренним накалом. Гатти принадлежит к тем дирижерам (и их большинство), которые используют громкий звук или внезапную смену темпа для создания напряженности.
Симфония, достойно и точно исполненная оркестром, была украшена в финале голосом сопрано Аманды Рукрофт. Красивый тембр, небольшая округлость в низком регистре и маленький объем – вот черты ее голоса, с помощью которого она достигала интеллигентной фразировки и деликатного вокального исполнения. Поэтому последняя строфа песни Das himmlische Leben («Небесная жизнь») выразила то, что витало в воздухе.
Не сказать, чтобы этот концерт «зажег» публику, но предоставил хорошую возможность познакомиться с двумя молодыми солистами, обладающими хорошим артистическим вкусом.